Этот день в истории края. Комиссия помощи голодающим
4 июля 1921 года была образована Самарская губернская комиссия помощи голодающим (Губпомгол) во главе с В.А. Антоновым-Овсеенко.
О страшном голоде, в 1921-1922 годах охватившем Поволжье, одну из главных житниц России, мы знаем еще из школьного учебника истории. Правда, в советское время официальной причиной этой всенародной трагедии была названа двухлетняя засуха, уничтожившая хлебные посевы на огромных территориях. При этом партийная пропаганда обычно замалчивала тот факт, что в царское время в Поволжье тоже не раз бывали такие же продолжительные засухи, но тогда они почему-то не вызывали столь масштабного голода среди крестьян, да еще с такими жуткими последствиями, как массовый каннибализм.
Как известно, в начале ХХ века непрерывные военные действия на огромных пространствах России в общей сложности продолжались восемь лет – с 1914 по 1922 годы. В результате этих сражений, по разным оценкам, погибло от 15 до 25 миллионов человек, в основном молодые и сильные мужчины, причем свыше 80 процентов из них составляли сельские жители. А советское правительство, развязывая в 1918 году красный террор, не могло не знать, что выращивать хлеб в стране стало практически некому.
Неудивительно, что в 1918 и 1919 годах, несмотря на довольно благоприятную для земледелия погоду, производство зерна в стране по сравнению с 1913 годом упало в 5-6 раз (в некоторых регионах – даже в 8-10 раз). По этой причине резко сократился завоз продовольствия в крупные города. Чтобы предотвратить голод, ленинское правительство ввело продразверстку. У крестьян по всей стране стали изымать хлеб в принудительном порядке.
К чему это привело, было хорошо известно еще в советское время. Осознав трагическую ситуацию, советское правительство уже в апреле 1921 года приняло постановление «О борьбе с засухой». В последующие месяцы на местах стали создаваться чрезвычайные органы по борьбе с засухой и голодом, в числе которых 4 июля 1921 года была образована Самарская губернская комиссия помощи голодающим (Губпомгол) во главе с видным большевиком В.А. Антоновым-Овсеенко.
Вскоре правительством был издан Декрет об эвакуации из Поволжья в Сибирь более 100 тысяч человек, и в первую очередь из районов, наиболее пораженных засухой. Однако в одиночку советская власть явно не могла справиться с последствиями голода, в основном ею же и порожденного. Поэтому для спасения людей, и в первую очередь детей, было решено принять помощь из-за рубежа.
Наиболее известными иностранными организациями, помогавшими голодающим Поволжья, были Английское и Американское общества друзей России, организации Шведского, Голландского, Чехословацкого, Германского и Французского Красного Креста, Норвежский Нансеновский комитет, а также религиозная американская организация Первый союз квакеров. Но наиболее известной из них является American Relief Administration (ARA, а в русской транскрипции — АРА), то есть Американская организация помощи, специально созданная для спасения голодающих России. Соглашение о сотрудничестве с АРА советское правительство подписало летом 1921 года.
Несмотря на принятые меры, к сентябрю 1921 года в Поволжье голодало свыше 5 миллионов человек, а к октябрю обстановка еще более накалилась: цифра голодающих перевалила за 15 миллионов. В декабре же 1921 года правительством официально была названа цифра в 22 миллиона голодающих. Впрочем, специалисты считают и ее сильно заниженной: на самом деле, по данным независимых экспертов, зимой 1921-1922 годов в Поволжье не имело пищи более 30 миллионов человек, когда голод охватил территорию сразу семи губерний.
При этом наиболее трагическое положение сложилось в Самарской губернии, где голодало свыше 70 процентов населения. За лето и осень 1921 года Губкомгол заготовил 12 миллионов пудов семенной ржи под урожай 1922 года. Из Тульской области стало поступать продовольственное зерно. Созданный по инициативе немецкой коммунистки Клары Цеткин Международный комитет рабочей помощи присылал рис, консервы, сухое молоко. Даже Афганистан прислал 100 тысяч пудов зерна. Но помощь голодающим шла с большим запозданием. В Самарской губернии от истощения ежемесячно погибало около тысячи человек. Хлеб стали делать из гречневой лузги, из корней болотных растений, березовых сережек, но его все равно не хватало. В деревнях стали распространяться случаи трупоедения.
В общей сложности в Поволжье, по официальным данным, по причине голода 1921-1922 годов погибло от 1 до 5 миллионов человек, хотя независимые эксперты настаивают на другой цифре – не менее 10 миллионов человек.
*