23 июня 1960 года было подписано партийно-правительственное постановление, согласно которому лунная ракета Н-1 должна была строиться в Куйбышеве.

После первого в мире полета человека в космос высшее руководство СССР довольно долго пребывало под впечатлением того невиданного международного резонанса, который вызвало в мире это событие. Между тем Главный конструктор ракетных систем С.П. Королев еще раньше обращался к Н.С. Хрущеву с просьбой форсировать подготовку полета советского гражданина на Луну. Отправить космический корабль к нашему вечному спутнику Королев собирался с помощью сверхтяжелой ракеты, впоследствии названной Н-1 («Носитель-1»). В конечном варианте она имела стартовую массу 2820 тонн, что позволяло ей выводить на орбиту полезный груз массой около 100 тонн. При этом высота лунной ракеты составляла 103 метра (вдвое больше «Союза»).

Несмотря на все бюрократические препятствия, Королев все-таки добился включения разработок по Н-1 в государственный план, и в итоге 23 июня 1960 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 715-296 «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годах». Именно эта дата ныне и считается началом работы над советским лунным проектом.

В соответствии с правительственным решением на Куйбышевский завод № 1 уже в 1960 году было возложено изготовление и сборка баков для горючего и окислителя, первой и второй ступеней, разгонного блока «Г» и всей ракеты в целом. Параллельно Куйбышевский авиационный завод в те же годы занялся изготовлением и сборкой третьей ступени и изготовлением корпусных частей отсеков всех ступеней ракеты.

Но в начале 60-х годов начался серьезный конфликт между двумя ведущими советскими специалистами – С.П. Королевым и В.П. Глушко. В дальнейшем их взаимная неприязнь и привела к фактическому расколу в Совете главных конструкторов. Сейчас специалисты считают конфликт между ними главной (хотя и не единственной) причиной, из-за которой советская лунная программа впоследствии потерпела полный крах.

В частности, при обсуждении принципиальной схемы работы двигателей для новой боевой ракеты Р-9 (а впоследствии – и для Н-1) Глушко пытался протолкнуть проект двигателя, работающего на тетраксиде азота (АТ) или несимметричном диметилгидразине (НДМГ). При этом он никак не хотел учитывать тот факт, что эти химические соединения при всех имеющихся достоинствах одновременно являются крайне токсичными веществами, способными при аварии изделия превратить громадную территорию в безжизненную пустыню.

Вскоре этот чисто технический спор по двигателям из сферы делового обсуждения перерос в откровенную склоку, когда два высокопоставленных конструктора в течение полугода обменивались нелицеприятными письмами, копии которых они направляли в ЦК КПСС, в различные ведомства и в Совет Министров СССР. Кончилась это тем, что при личном вмешательстве Хрущева правительство приняло специальное постановление о порядке проектирования и изготовления ракеты Р-9, поддержав таким образом точку зрения Королева.

В отместку при последующем обсуждении проекта лунной ракеты Н-1 Глушко стал фактически саботировать работу над Н-1. Свое поведение он объяснял тем, что для разработки двигателя ему дают слишком мало времени. В конце концов, Королев был вынужден вовсе отказаться от дальнейшего сотрудничества с ОКБ-456, возглавляемым Глушко. Вот так заказ на двигатели для ракеты Н-1 и попал в Куйбышев, в ОКБ-276, которое в то время возглавлял Н.Д. Кузнецов, впоследствии Дважды Герой Социалистического Труда.

Кузнецов тогда прекрасно понимал, что всего лишь за год с небольшим его коллектив тоже не сможет создать принципиально новый мощнейший двигатель, способный вывести на орбиту гигантскую ракету Н-1. Однако уже в то время в ОКБ-276 имелся практически готовый двигатель НК (Николай Кузнецов), вполне надежный, но маломощный – тяга его не превышала 150 тонн. И тогда было принято оригинальное инженерное решение: поставить в основании первой ступени лунной ракеты сразу 24 кузнецовских двигателя. Впоследствии их число увеличили до 30 штук (24 на периферии и шесть в центре), чтобы они при одновременном действии развили тягу в 4500 тонн. Правда, в таком случае «узким» местом этой конструкции становилась точная синхронизация работы всех двигателей НК. Однако технически эта проблема уже тогда была вполне преодолима, и над ней нужно было только работать, не покладая рук и не жалея времени.

Тем временем в США набирала темп программа будущего полета американских астронавтов на Луну, которая получила название «Аполлон». Начались летно-конструкторские испытания тяжелой ракеты «Сатурн-5» (SA-5), опытный образец которой успешно стартовал с мыса Кеннеди 29 января 1964 года.

А вот в СССР после смещения Хрущева со всех его постов в октябре 1964 года работы по лунной программе резко затормозилась, несмотря на все усилия Главного конструктора. Окончательный вариант серии пилотируемых полетов к Луне был утвержден Советом Министров СССР лишь 15 декабря 1965 года. Но самому Королеву так и не суждено было увидеть, чем закончится «лунная гонка». Как известно, Сергей Павлович скончался 14 января 1966 года во время хирургической операции.

Первое летное испытание Н-1 смогли провести только 21 февраля 1969 года. На ее борту был установлен автоматический корабль 7К-Л1С (одна из модификаций «Союза») и мощная фотоаппаратура. В случае успешного запуска этот аппарат должен был выйти на орбиту вокруг Луны, произвести ее фотосъемку и доставить пленки на Землю. Однако после старта изделия на 69-й секунде полета произошло аварийное отключение двигателей, после чего вся конструкция с высоты 14 километров упала в заснеженную степь в 50 километрах от стартовой позиции.

Второй полет лунной ракеты запланировали на 3 июля 1969 года. Но едва лишь изделие оторвалось от стартового стола, как произошел взрыв одного из двигателей. На 18-й секунде полета ракета рухнула прямо на стартовый стол, от чего был почти полностью уничтожен весь наземный комплекс и еще шесть подземных этажей стартового сооружения. После этой катастрофы стало ясно, что Советский Союз окончательно проиграл США в пилотируемом полете на Луну.

В 1971 и в 1972 годах состоялись еще две неудачные попытки отправить в полет ракету Н-1. А в мае 1974 года советская лунная программа была закрыта по решению Глушко, ставшего к тому времени Главным конструктором. Две полностью готовые к пускам ракеты тогда же были уничтожены. Однако в ОКБ-276 при личном участии Николая Кузнецова удалось тайно сохранить 150 двигателей НК, изготовленных для различных ступеней ракеты. Через много лет они очень пригодились и частью даже были проданы в Америку.

Самара today

*