В августе на Марс должен высадиться автоматический вездеход NASA Curiosity («Любопытство»). Но у аэрокосмического агентства США есть и более амбициозные планы – к 2030 году совершить пилотируемый полет на Красную планету.

Однако эти проекты оказались под огнем критики, в том числе со стороны бывших астронавтов и менеджеров NASA . Скептики сомневаются в осуществимости этой задачи, а кто-то – и в целесообразности самой миссии.

Почти полвека назад NASA запустило астронавтов на Луну, но последние 30 лет ограничивалось полетами экипажей на околоземную орбиту на космических челноках. Тем не менее, многим ветеранам NASA из тех славных лет, например, бывшему директору Космического центра имени Джонсона Крису Крафту планы агентства отправить астронавтов на Марс совсем не по душе.

«Ставить перед собой такую цель – просто нелепо. Она недостижима, как с технической точки зрения, так и – что более важно – с финансовой», – говорит он.

Крафт считает, что тратить 5 миллиардов долларов на разработку новой ракеты-носителя NASA Space Launch System – слишком дорого, и было бы гораздо лучше использовать существующие ракетные системы для исследования космического пространства за непосредственными пределами земной орбиты. Кроме того, говорит он, такие амбициозные цели, как отправка человека на Марс, требуют детального плана с промежуточными, предварительными шагами, например, создания баз на Луне.

«Мы знаем, как вновь полететь на Луну, это разумная программа, она осуществима и может быть достигнута с помощью имеющихся у нас ресурсов», – утверждает экс-директор космического центра.

Программа NASA Constellation («Созвездие») предусматривала такие шаги, но президент Барак Обама отменил ее в 2010 году с одобрения многих ученых, которые считали, что нужно ставить перед собой более амбициозные цели.

Среди тех, кто считает решение об отмене программы ошибочным, директор нью-йоркского планетария Гайдена Нейл де Грассе Тайсон.

«С одной стороны можно понять тех, кто говорит, что, мол, мы уже были на Луне – зачем же возвращаться туда. Но с другой стороны, мы не были на Луне вот уже 40 лет», – говорит он.

По мнению Тайсона, нынешние планы полета на Марс слишком расплывчатые.

«Мне кажется, мы утратили представления о реальности. То, что работает на бумаге, не обязательно работает в реальном мире, а в реальном мире мы просто заблудились», – говорит он.

Дэвид Александр, директор Космического института в Университете Райса винит в нынешнем трудном положении NASA политиков, которые жестко контролируют финансирование.

«Многие критикуют NASA за то, что у них нет плана, нет того, нет сего. Но на самом деле, у них есть много планов, которые основываются на том, что указывает им Конгресс – даже разные составы Конгресса в разные годы», – говорит он.

Однако в Конгрессе есть много законодателей, которые с энтузиазмом поддерживают космические исследования, говорит заместитель руководителя NASA Лори Гарвер.

«Мы очень плотно работаем с людьми, которые занимаются ассигнованиями и утверждают расходы и считаем, что имеем широкую поддержку в пользу стабильного бюджета NASA », – поясняет она.

Гарвер верит, что Конгресс найдет средства на разработку новой ракеты-носителя и других технологий, которые необходимы для пилотируемого полета на Марс и достижения цели, о которой в NASA размышляли несколько десятилетий.

«Мы уже подходим к тому, чтобы начать инвестиции в технологии, которые позволят в обозримом будущем говорить об этом как о чем-то реалистичном», – говорит она.

Однако Дэвид Александер уверен, что прежде чем это случится, руководство NASA и лидеры нации должны ответить на ряд фундаментальных вопросов.

«Самый главный вопрос, которые задают многие критики – зачем? К чему мы стремимся, что мы там будем делать и как мы будем использовать эти дорогущие технологии, которые мы разрабатываем?» – вопрошает он.

В то время как Конгресс пытается снизить национальный долг и сохранить жизненно важные федеральные программы, есть соблазн сократить финансирование путешествия на другую планету, которое едва ли состоится в ближайшие годы.

Источник: Голос Америки

*