Кто полетит на Луну и на Марс?
На сегодня в центре подготовки космонавтов в постоянной готовности – шесть командиров кораблей МКС. Все имеют опыт космических полетов. Все шесть – Герои России. У всех по двое детей и у всех нет собственного жилья. У всех! Перспектив улучшения жилищных условий нет.
Коллаж Андрея Седых
15 мая стартовал в качестве командира корабля «Союз ТМА-04М» и экипажа МКС по программе 31 и 32-й основных экспедиций Падалка Геннадий Иванович. Летчик-космонавт, испытатель первого класса, командир корабля «Союз», комплекса МКС. Когда-то Падалка и Яблонцев вместе работали. Это четвертый полет высочайшего профессионала в космос. Перед третьим полетом – за месяц до старта, во время комплекса очередных тренировок без всякой предварительной беседы увольняют Падалку из армии. Жена и трое детей без всякой устроенности остаются в непонятном положении на полгода. Без оформленной пенсии мужа и отца.
Понятно настроение этого человека. Он улетел управлять самым грандиозным сооружением в космосе стоимостью шесть миллиардов долларов. Он российский гражданин, командир международного комплекса. Каким же разумом нужно обладать, чтобы совершить эту гнусность, товарищи военные, товарищи из Министерства обороны? Падалка выдержал, но зачем это надо было? Между прочим, Джон Гленн в 77 лет полетел на шаттле как специалист по полезной нагрузке. На весь мир объявили, что он полковник американских ВВС. Такие офицеры, как Джон Гленн, Геннадий Падалка, – гордость вооруженных сил любой страны.
На сегодня в центре подготовки космонавтов в постоянной готовности – шесть командиров кораблей МКС. Все имеют опыт космических полетов. Все шесть – Герои России. У всех по двое детей и у всех нет собственного жилья. У всех! Живут в казенных двухкомнатных квартирах, за исключением Сергея Волкова, который здесь сейчас находится. У него трехкомнатная квартира, не собственная – государственная. В обычном блочном доме, как и у пяти его товарищей. Перспектив улучшения жилищных условий нет. Но есть решение, кстати, правильное: надо пересмотреть продолжительность полетов. Увеличить с шести месяцев до года, потому что прежний цикл, когда надо расконсервировать станцию, летать, законсервировать, передать другому экипажу, экономически нецелесообразен. Государство ставит задачу: летать год. А что взамен?
Не нуждаясь в милости от государства, эти шесть Героев России написали заявление с просьбой выделить участки для строительства собственного жилья. Как и в Жуковском – отказ. Хотя на землях, прилегающих к Звездному городку, отказавший им чиновник имеет гектар земли в заповедной зоне с обустроенной усадьбой. Почему такое безнаказанное отношение «слуги народа» к жизни людей, которые рискуют ежедневно, выполняют большие государственные задачи? Это преступно.
Вот в эти примеры и входит человеческий фактор. Центр подготовки космонавтов в результате реформы стал обходиться государству дороже, а работа стала сложнее. Центр не получил обещанных средств, лишился уникального самолетного парка. Получено указание руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина исключить из набора в отряд космонавтов военных летчиков. Это трудно объяснить. После этого решения прошло полгода, на призыв «Все – в космонавты!» мало кто откликнулся. Те, кто пришел, – их близко подпускать нельзя, даже бомжи попробовали себя записать в космонавты.
Но самую большую мину подложили финансовые работники, громко называющие себя «Плехановской школой». Эти деятели должность космонавта по тарифной сетке приравняли к должности механика самолета. Откуда такая ненависть к космонавтам? Считаю, что человек, принявший данное решение, – негодяй и саботажник. У меня на сей счет нет сомнений. Конечно, это решение должно быть отменено. Иначе с кем Поповкину летать на МКС до 2020 года, тем более на Луну и на Марс?
По вопросам военного образования уже в третий раз собираемся. Был послан запрос в Министерство обороны о дальнейшей судьбе академий имени Жуковского и Гагарина. Пришел ответ, который свидетельствует: еще до 2007 года была достигнута договоренность о передаче в установленном порядке учебных корпусов и других помещений Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Жуковского, расположенных на территории Москвы, в оперативное управление бюджета и казначейства Минфина России.
Вот это начало того уничтожения, которое завершается сегодня. Судьбу центра подготовки космонавтов (ныне ФГБУ «НИИ ЦПК имени Гагарина») определил самолетный парк.
К примеру, Ил-76К. Только эти самолеты могут моделировать режим невесомости, нигде в мире таких нет. И использовать эти машины для транспортных перевозок – преступление.
Самолет Ту-154 в варианте «хрустальные иллюминаторы». У него два боковых кварцевых иллюминатора 750 на 800 миллиметров, а также несколько иллюминаторов по 450 миллиметров – для наблюдения в зенит, в надир и под углом в 45 градусов. Это самолет-лаборатория, на котором отрабатывались все действия по мониторингу Земли. Центр подготовки космонавтов обеспечивал и народно-хозяйственные задачи, в частности в интересах геологов. Вылетал на различные международные мероприятия. Ныне этот Ту-154 забрали и используют как салонный самолет для перелета.
Алексей Леонов,
генерал-майор авиации, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, кандидат технических наук
Окончание следует.
Опубликовано в выпуске № 23 (440) за 13 июня 2012 года
«Военно-промышленный курьер»
Подробнее: «Военно-промышленный курьер»
***