Нигилизм умер: Базаров не узнал бы жизненную философию, которой положил начало
Тургенев был в ужасе от Базарова, точно Виктор Франкенштейн — от своего создания. У него не хватило воображения представить себе жизнь нигилиста. И все же у Базарова появились продолжатели: политики-революционеры, а также Фридрих Ницше.
Ivan Turgenev
Getty Images
150 лет назад родился нигилизм, пишет в статье для The Wall Street Journal американский историк Роберт Зарецки, подразумевая публикацию романа Тургенева «Отцы и дети». Но, по мнению автора, сегодня герой романа, нигилист Евгений Базаров едва бы узнал свое учение: «Нигилизм уже не тот, что прежде, и сегодня мы отмечаем самый бессмысленный юбилей».
В лице Базарова Тургенев изобразил немногочисленных молодых российских интеллигентов, которые столкнулись с мрачными реалиями жизни при Николае I. «Оказавшись в тисках между фанатично-реакционным государством и безграмотным нищим крестьянством, но воодушевляемые своей образованностью и идеалами, эти молодые мужчины и женщины не могли никуда податься. Суровые, не склонные к сентиментальности, они смотрели с омерзением на окружающий мир и презирали тех, кто декламировал стихи Пушкина, не меньше, чем начальников царских тюрем», — говорится в статье.
Нигилисты отвергали либеральные идеалы своих отцов. Их единственным идеалом была наука, единственным методом — препарирование человеческих страстей и нужд, единственной целью — разрушение царского государства, а заодно и всего остального.
Базаров призывает расчистить место для строительства чего-то нового, но сам ничего не успевает достичь. Он влюбляется в аристократку, которая его отвергает. «Не способный совладать со своими эмоциями, он проявляет роковую небрежность — случайно поранившись при вскрытии трупа, заражается тифом», — повествует автор.
По мнению историка, истинным убийцей Базарова был Тургенев: «Он был в ужасе от Базарова, точно Виктор Франкенштейн — от своего создания». У Тургенева не хватило воображения на то, чтобы представить себе жизнь нигилиста, пишет Зарецки, ссылаясь на письма писателя.
И все же у Базарова появились продолжатели: политики-революционеры, а также революционер от философии Фридрих Ницше («Он гордился тем, что первым из мыслителей воспринял нигилизм серьезно», — поясняет автор). Ницше предостерег современников: религиозные, нравственные и даже научные принципы, по которым они живут, — сплошная ложь. «Точно телезрители, ищущие контакта с природой на канале Discovery, мы получаем лишь какие-то интерпретации реального мира», — излагает автор идеи Ницше.
Базаров восстал против гнета государства, Ницше — против гнета иллюзий. Осознание бессмысленности мира — первый шаг к спасению: едва мы осознаем бессмысленность, как станем вольны творить себя заново. Но в наше время нигилизм обмельчал, полагает автор статьи: «Бессмысленность сделалась, так сказать, бесмысленна». По мнению литературоведа Терри Иглтона, в наше время просто нет срочных поводов для философских поисков смысла жизни.
«Даже те современные философы, кто, подобно Томасу Нагелю, находит в понятии «ничто» что-то реальное и непостижимое, воспринимают это хладнокровно», — отмечает автор. По мнению Нагеля, даже когда человек осознает свою мизерность в космическом масштабе, он лишь иронично пожимает плечами: «Было бы из-за чего переживать?!»
Ницше предостерегал, что нигилизм уничтожает в первую очередь гордость собой. «Возможно, ироничная реакция, характерная для нашей эпохи, — симптом болезни, выдающей себя за лекарство, болезни, столь привычной, что мы считаем ее признаком здоровья?» — вопрошает автор. Либо, подобно родителям Базарова, нам просто следует лелеять воспоминания о том, что мы потеряли.
Источник: The Wall Street Journal
***