Обнаружено подтверждение существования в Древнем Риме женщин-гладиаторов
Альфонсо Маньяс (Alfonso Mañas), археолог университета Гранады (Universidad de Granada), разглядел образ римского гладиатора в бронзовой статуэтке, изображающей женщину. Особенностью античного артефакта стало сочетание необычной позы, предмета, который женщина держит в левой руке, направление взгляда и отсутствие одежды, покрывающей верхнюю часть тела.
Статуэтке около 2000 лет, однако у учёных не сохранилось информации о месте её обнаружения. Маньяс нашёл её в запасниках Гамбургского музея искусств и ремёсел (Museum für Kunst und Gewerbe Hamburg), где она хранилась прежде.
По мнению Альфонсо, главная трудность при идентификации сцен на подобных артефактах заключается в том, что не всегда есть возможность правильно истолковать, изображена ли схватка или же нечто другое.
Так, при первой попытке интерпретации образа статуэтки специалисты музея предположили, что она показывает атлета-женщину, которая держит в левой руке стригиль, известный в античности скребок для очищения поверхности кожи от пота и грязи.
Главным аргументом против такого истолкования стало то, что античные спортсменки не были полностью обнажены — их грудь скрывала лёгкая туника. Кроме того, в данном случае поза и воинственный взгляд женщины больше напоминают момент, когда победитель кровавой схватки, стоя над павшим противником, приветствует толпу.
Согласно заключению Альфонсо Маньяса, предмет, который воительница держит в руке, есть не что иное, как оружие. Если быть точнее, то это сика (sica) — большой кинжал или же короткий меч, который был распространён у даков и фракийцев. В оригинале он имеет изогнутую форму и длину примерно 40-45 сантиметров. Обнажение груди женщины, исследователь объясняет желанием привнесения в кровавое шоу элементов эротики.
«Нет сомнений в том, что появление женщин гладиаторов (с обнажённой грудью) производило возбуждающий эффект на толпу, — пишет автор. – В таком милитаризированном обществе как древнеримское, в котором оружие пользовалось огромной популярностью у мужчин, наблюдение женщины в роли, не типичной для неё, стимулировало воображение и либидо мужчин».
Специалисты полагают, что запечатлённая в бронзе воительница была очень известной при жизни.
Добавим, что существует не более десятка письменных упоминаний о гладиаторах, принадлежащих к слабому полу, и лишь одно изображение, на котором запечатлены две сражающиеся женщины. Последнее представляет собой вырезанный в камне рельеф, который был найден в Галикарнасе (современная Турция) и в настоящее время хранится в Британском музее (The British Museum).
Так как существует мало подобных находок, историки полагают, что участие женщин в кровавых играх было редким явлением для Древнего Рима. Письменные источники свидетельствуют, что женщины перестали участвовать в гладиаторских боях после 200 года нашей эры. Запрет на подобные развлечения был введён во времена правления императора Септимия Севера.
*