На людском горе зарабатывали во все времена. Это подтверждает заметка о кладбищенских поборах, опубликованная в газете «Голос Самары» в апреле 1906 года.

«Перед нами квитанция с одиннадцатью помещенными на обороте ее пунктами правил для Самарского Всехсвятского кладбища, утвержденных Самарским епархиальным начальством указом от 15 мая 1899 г. за № 9884. Нам передал ее один бедный обыватель, недавно похоронивший двух детей и пожелавший почтить их память постановкою на их могилах крестов. Оказалось, что за «право» постановки крестов контора кладбища взимает по 20 коп. с каждого креста, и это право предусмотрено квитанцией в пункте Ж.

Текст же самой квитанции следующий: «Получено: а) за место для могилы; б) вырытие могилы; в) окладку (не указано чем); г) крест; д) за право: устройства склепа; е) постановки ограды; ж) крестов и памятников; з) посадки цветов, деревьев». В пункте З правил усматривается даже монополия, именно: «рытье могилы, обкладка их дерном и поддержание чистоты в оградах совершается служителями кладбища за плату по таксе». Нам не пришлось видеть как эту таксу, так и вообще таксу всех пунктов от А до З, но знаем, что за место для могилы без вырытия взимается 3 руб. в отдаленных местах кладбища, а ближе к церкви дороже.

Нам не известны мотивы этих налогов на лиц, удаляющихся в лучший мир, не знаем также, насколько они выдерживают критику и куда уходят деньги, взимаемые за «право» умереть, но странной кажется разница хотя бы, например, с соседним городом Сызранью, где никаких налогов на умерших не полагается. Умершим все равно, но их родным, да еще бедным, эти налоги очень чувствительны. Во всяком случае, интересно бы от лиц, компетентных на этот счет, услышать какие-нибудь разъяснения».

Самара today

*