Чем больше человек врет, тем больше возникает задержка между словами. Он начинает «экать». Контраст между правдивой и лживой речью наглядно продемонстрирован в фильме «Семнадцать мгновений весны»: Штирлиц в отличие от словоохотливого Мюллера всегда говорит замедленно.

В России первый полиграф появился в 1959 году в Краснодарской краевой психиатрической больнице. Создал его Валерий Варламов для выявления психов-симулянтов. Это был чернильный самописец, который измерял нервно-эмоциональное напряжение: два канала регистрировали биоэлектрическую активность мозга, а датчик дыхания фиксировал объем выдыхаемого воздуха. Окрыленный успехом, Варламов поспешил внедрить детектор и в другие области. В итоге он был уволен из МВД с формулировкой «в СССР недопустимо добиваться правды с использованием лжи». Впрочем, потом его оправдали и вернули на службу. А детектор лжи стал называться полиграфом.

Максимум, что может предложить для разоблачения обманщика современная психология, — понаблюдать за ним. Лжеца выдают бегающие глаза, он прикрывает рукой рот или почесывает нос, не может усидеть на одном месте, курящий врун много курит, а очкарик постоянно поправляет очки.

Помимо речевых особенностей, анализ которых позволяет выявить паттерны (специфические рисунки) лжи, обманщика выдает его вегетативная нервная система, не поддающаяся контролю. Вегетатика вне нашего сознания управляет нашими жизненно важными функциями, продолжает работать во сне и даже в коме. Мы можем затаить дыхание, но не можем остановить сердцебиение, заглушить пульс и прекратить потоотделение. Правда, есть уникумы, способные и на такое, но в этих ситуациях речь идет о геномных изменениях. Когда человек врет, испытывает физиологический страх, бежит за автобусом или за деньгами, его вегетатика реагирует определенными колебаниями, которые можно зарегистрировать с помощью специальных приборов. Глубина и частота дыхания, кровяное давление, биотоки мозга, сердечный ритм, движения скелетной мускулатуры, тремор, голосовые вибрации — это то, на чем базируется работа по детекции лжи.

Нынешние полиграфы миниатюрны и сверхчувствительны (электронику гораздо сложнее обмануть, чем электромеханику), но даже они зачастую выдают ошибочный результат. Достаточно просто надеть толстый свитер (такой, чтобы стало непривычно жарко), зажать клипсами мочки ушей, потуже затянуть ремень, выпить кофе (а если вы кофеман, отказаться от любимого напитка в этот день), и ваша вегетатика начнет гулять так, что ни один полиграф с ней не справится. К тому же детекция лжи — это всегда субъективная оценка полиграфолога. Если у него есть хоть малейшее предубеждение по отношению к тестируемому, опасность ложного вывода велика. Недаром врач Роберт Парк, критик этого вида устройств, говорил, что хуже неработающего детектора лжи может быть только работающий.

Мимика правды

В последнее время полиграфологи стали дополнительно применять функциональный магнитно-резонансный томограф. Он показывает увеличение кровотока при возбуждении участков мозговой коры, отвечающих за решение той или иной задачи.

А специалисты Оксфордского университета предложили наряду с обычным полиграфом и томографом использовать новый мимический метод детекции лжи. Видеокамера многократно сканирует лицевые микроэкспрессии — очень быстрые изменения лица говорящего (250–300 миллисекунд), которые не зависят от его воли и не поддаются контролю. При этом особое внимание уделяется области вокруг рта. Компьютер прогоняет снятое видео много раз, что повышает его разрешение.

Подробнее: Московские новости

Самара today

*