Этот день в истории края. Самая первая "копейка"
1 марта 1970 года на Волжском автозаводе в Тольятти были сварены первые 10 кузовов будущих «Жигулей». Их непривычная форма все еще поражала многих, хотя по дорогам области уже больше года разъезжали широкие, приземистые «Фиаты-124» — прототипы новой отечественной машины. Посмотреть на новые кузова — творение собственных рук — приходили люди со всего завода, но к ним близко не подпускали, а фотографировать запрещали категорически. Первые автомобили ВАЗ должны были стать сюрпризом к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина.
Вообще-то первым кузовам надлежало стать учебными — на них должны были отрабатываться сборочные операции. Но желание отрапортовать к юбилею вождя о выпуске новых автомобилей было столь велико, что шесть самых лучших корпусов стали готовить к сборке. На остальных и последующих итальянские специалисты должны были учить приемам сборки сначала мастеров и бригадиров, а потом и рядовых работников главного конвейера.
Однако группе руководителей сборочного производства удалось «заначить» один черный кузов. Его отвезли подальше от любопытных глаз, в специально отгороженный закуток. Потом сюда привезли все необходимые детали, мотор, колеса, сидения, и по чертежам, по собственному наитию ведущие инженеры ВАЗа стали собирать машину сами, без помощи иностранных специалистов.
В день, когда должна была начаться учебная сборка, принаряженные итальянцы пришли чуточку раньше, чем всегда. Однако обычно пунктуальные главные специалисты ВАЗа почему-то опаздывали. Они прибыли через несколько минут … на машине собственной сборки. Удивлению шефов-монтажников не было предела. Они поняли, что русские могут сделать все и без них.
За рулем этой первой «копейки», как назовут потом за простоту и дешевизну ВАЗ 2101, посидели почти все будущие руководители Волжского автозавода. На ней ездили по делам, возили комплектующие, по ней подгоняли детали и узлы будущих «Жигулей». Но эта машина не имела заводского номера и считалась «незаконной». По распоряжению главного конструктора ВАЗа ее вскоре пришлось разобрать, а узлы и агрегаты отправить на дальнейшие испытания. Но этот автомобиль очень помог выпуску первых тольяттинских малолитражек. 19 апреля были изготовлены первые шесть автомобилей ВАЗ. А уже в мае их было собрано 75 штук.
*