Шубы не поделили. В Самаре взорван вещевой рынок ("Новые Известия")
В пятницу днем на вещевом рынке «Кировский» в Самаре прогремел взрыв. По предварительным данным, 10 человек погибли, около сорока попали в больницу. Милиционеры разрабатывают две версии случившегося – криминальные разборки и терроризм. В пользу первой говорит тот факт, что не так давно на рынке появилась московская фирма, которая попыталась установить контроль над всей территорией.
Взрыв прогремел в час дня. Многочисленные посетители этого самого дешевого вещевого рынка в городе сначала услышали сильный хлопок, следом за ним над землей вырос столб желтого пламени с дымом. В разные стороны полетели куски алюминия от палаток и тюки с вещами. Людская толпа мгновенно хлынула в ворота. Многие были в рваной одежде и крови.
«Нельзя сказать, что этого взрыва на крупнейшем Самарском вещевом рынке ждали, но городские службы были готовы к нему, –сказали «Новым Известиям» в областном Центре медицины катастроф. – Всем давно были разосланы памятки о возможных терактах. Многие подразделения, в том числе Центр медицины катастроф, даже проводили учения. Поэтому отреагировали на произошедшее достаточно быстро».
По данным на воскресенье, от взрыва на Кировском рынке 10 человек погибли. 8 из них скончались на месте, один при транспортировке в больницу, еще беременная женщина умерла в реанимации. В результате перенесенного потрясения у нее начались преждевременные роды, которые закончились гибелью и матери, и ребенка. Пострадали 66 человек, 38 из них находятся на стационарном лечении. Больше всего раненых – 21 находится в городской больнице имени Семашко, 10 – в больнице имени Пирогова, 5 – в больнице имени Калинина и 2 человека в клинике Самарского медуниверситета.
Состояние подавляющего большинства пострадавших оценивается как состояние средней тяжести, жизнь нескольких человек вызывает опасение. Самый распространенный тип повреждений – черепно-мозговые травмы, осколочные ранения и переломы. Больше всего опасений у медиков вызывают черепно-мозговые травмы, поскольку при них возможен так называемый отсроченный эффект, который может привести к ухудшению состояния даже через несколько суток.
Но все медикаменты наготове. Благодаря тем же циркулярам Минздрава о возможных терактах, недостатка ни в лекарствах, ни в плазме крови нет.
Пока медики спасают раненых, на месте взрыва работают сотрудники ФСБ и взрывотехники. Именно они после тщательной проверки эпицентра трагедии установили, что взрыв не был случайным. Подтвердили эту версию и найденные остатки взрывного устройства. Химическая экспертиза установила – это была самоделка мощностью не менее одного килограмма пластита. Взрывное устройство было приведено в действие при помощи бикфордова шнура и находилось на высоте около метра между забором, ограждающим рынок от железнодорожных путей, и задней стенкой одного из алюминиевых контейнеров.
От взрыва рынок сильно пострадал. Палатки невдалеке от эпицентра покорежены. Среди них спасатели МЧС продолжают находить фрагменты человеческих тел. Поэтому не исключено, что число погибших может оказаться больше официально заявленного.
По словам прокурора Самарской области Александра Ефремова, взрыв с большой долей вероятности мог быть организован одной из криминальных группировок, давно соперничавших за право контроля над Кировским рынком.
Территория Кировского рынка давно была поделена между вором в законе Юрием Тещиным и главой дагестанской ОПГ Исой Магомедовым, которые постоянно конфликтовали. Впервые внимание к Кировскому рынку было привлечено возникшей на его территории несколько лет назад поножовщиной между торговцами и бандитами. В 2002 году был расстрелян джип 33-летнего Вячеслава Сорокина из местной ОПГ, которая контролировала часть торговых палаток на Кировском рынке и претендовала на самый лакомый кусочек – шубный ряд.
Последнее время на шубный ряд стали претендовать и новые владельцы рынка – самарская фирма «Вега-С» и московская фирма «Самос». Арендатором «Самос» стал совсем недавно. До этого официально рынком заведовала «Вега-С». Но москвичи предложили владельцу земли – Куйбышевской железной дороге – более выгодные условия аренды. И железнодорожники ударили с «Самосом» по рукам. Московская фирма попыталась взимать с торговцев арендную плату, которая уже была заплачена самарской фирме «Вега-С». Началась судебная тяжба. Впоследствии она переросла в открытое противостояние. Начались регулярные избиения сотрудников службы безопасности старых хозяев, шествия и пикеты.
Тем не менее следствие отрабатывает несколько версий. Прокурор Самарской области Александр Ефремов сообщил, что по факту взрыва возбуждено уголовное дело по двум статьям УК РФ – 105 («умышленное убийство») и 205 («терроризм»).
ИРИНА МАСТЫКИНА
Новые Известия
07.06.04
*