Кто из какой корпорации? ("МН")
Когда врач-проктолог по профессии и газпромовский клерк по должности г-н Сенкевич обвиняет журналиста Парфенова в нарушении корпоративной этики, не готова с ним спорить. Бог весть, по какой корпорации он себя числит и какая в этой его корпорации этика. Другое дело, когда такое же обвинение повторяют коллеги. Факт публичного обвинения руководителей НТВ во введении цензуры по указке спецслужб, говорят они, есть нарушение неких корпоративных норм. Вот тут надо бы объясниться.
Все победы журналистики есть не что иное, как победы в войне против «корпоративной этики». Корпорации — политиков, военных, чиновников, мафиози — прячут от общества свои тайны. Корпорация журналистов не позволяет им этого делать. Старается не позволять. Часто с риском для жизни. А иногда, как в случае с Дмитрием Холодовым, ее ценой. Примеров тому — от Уотергейта до репортажей НТВ с первой чеченской войны. От «МН» Егора Яковлева до скандала вокруг пыток в Ираке, начатого американскими газетчиками. Так вот, эти и другие примеры остаются в истории исключительно потому, что журналистов вела и ведет их собственная профессиональная этика, главная норма которой — сообщать миру факты, которые общественно значимы.
На этом фоне то, что сделал Парфенов, не подвиг. Просто свидетельство профессиональной пригодности.
И журналисты в столкновениях с разной корпоративной этикой не так уж одиноки. Академик Сахаров разошелся с собственной «ядерной» корпорацией. Никита Хрущев некорпоративно инициировал ХХ партсъезд. Александр Солженицын наплевал на этикет советских писателей, опубликовав «Архипелаг ГУЛАГ». А полковник Петров, герой «МН», отказался (вопреки армейскому Уставу!) начать третью мировую войну.
Нарушение прав человека не может считаться внутренним делом государства. Факт цензуры не может считаться внутренним делом телекомпании. Если, конечно, это государство и эта телекомпания видят себя в ряду цивилизованных.
Людмила Телень
«МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ»
№20 за 2004 год
*