«А почему я никогда не видела, чтобы французские дети закатывали истерики?» — задумалась американка Дракермен. Почему во французских домах гостиные не завалены игрушками, и французские дети спокойно играют сами по себе, пока взрослые пьют кофе?

Emmanuel Fradin for The Wall Street Journal.

Почему французские дети ведут себя лучше американских? Газета The Wall Street Journal публикует отрывок из книги американки Памелы Дракермен, которая познакомилась с секретами французского воспитания на практике. Как пресекать капризы, учить терпению и авторитетно говорить ребенку «нельзя»? Отрывок из книги «Воспитание bebe» («Bringing Up Bebe») собрал уже более 800 комментариев на сайте газеты.

Дракермен начинает с проблемы, с которой столкнулась на отдыхе во Франции: полуторагодовалая дочь в ресторане то разбрасывала солонки, то носилась по залу, то пыталась удрать на набережную. Между тем французские малыши спокойно сидели, не визжали, ели рыбу и даже овощи.

«А почему я никогда не видела, чтобы французские дети закатывали истерики?» — задумалась Дракермен. Почему во французских домах гостиные не завалены игрушками? Она также обнаружила: когда американцы приходят в гости с маленькими детьми, то все время вынуждены заниматься своими чадами, тогда как французские дети спокойно играют сами по себе, пока взрослые пьют кофе.

Дракермен формулирует французские правила для детей:

«Дети обязаны здороваться, прощаться, говорить «пожалуйста» и «спасибо». Им полезно усвоить, что у других людей тоже есть чувства и потребности».

«Когда ребенок ведет себя плохо, взгляните на него с укором».

«Разрешайте детям только один раз перекусывать между трапезами. Во Франции это делается в 16 или 16:30».

«Напоминайте детям (и себе), кто главный. Французские родители говорят: «Решение за мной».

«Не бойтесь говорить «нет». Пусть дети приучатся к тому, что не все желания исполняются».

Дракерман признается, что не страдает излишней франкофилией: «Я даже не уверена, что мне нравится жить во Франции. Я определенно не хочу, чтобы из моих детей получились надменные парижане». И все же ценности французов среднего класса близки автору: родители много общаются с детьми, читают им книжки, водят на занятия теннисом и рисованием.

В то же самое время французы уверены, что родители не должны обслуживать детей круглосуточно. «Пока американские малыши ходят на развивающие занятия и учат китайский, французские играют сами по себе», — подчеркивает автор. Американские мамы страдают синдромом «мама-вертолет», как это называется в США: чрезмерно контролируют детей.

Конечно, французское государство снимает некоторые стрессы для родителей: «детские сады бесплатные, не нужно беспокоиться о медицинской страховке или откладывать деньги на колледж». Многие родители получают детское пособие.

Но и система воспитания совсем иная, чем в США, подчеркивает автор. «Один из столпов — такая простая вещь, как обучение ждать», — пишет она. Французские младенцы спят всю ночь до утра, так как родители не берут их на руки, едва они начинают плакать. Французские дети не жуют что-то целыми днями, как американские, а едят в определенное время. Потому-то в ресторане они смирно дожидаются еды.

Француженка Дельфина поведала, что иногда покупает трехлетней дочери конфеты, но разрешает съесть их только в определенное время. Кроме того, французские мамы, в отличие от американских, считают: научить ребенка играть одному, без мамы, — важнейшая задача.

Американский психолог Уолтер Мишель провел знаменитый «опыт с зефиром». Ребенка оставляли в комнате, где на столе лежал один шарик зефира, и обещали: если он не съест зефир за 15 минут, то получит два шарика. Оказалось, что лишь треть детей выдерживает испытание, причем у тех, кто воздерживался от соблазна, лучше развиты внимание и логическое мышление.

Может быть, учить детей терпению — значит научить их самообладанию и выдержке? Может быть, поэтому американские дети из среднего класса так часто не выдерживают стресса — ведь обычно их желания исполняются немедленно? — вопрошает автор.

Уроки авторитетного поведения Дракермен взяла у француженки Фредерики. «Говорить детям «нет» надо энергично и с искренним чувством». С четвертого раза у Дракермен получилось — она почувствовала, что «нельзя» прозвучало уверенно, и ребенок начал слушаться.

Источник: The Wall Street Journal

InoPressa.ru ссылка на статью

***