Нестареющей "баушке" — 100 лет. Потомственная дворянка и комическая старуха: Татьяна Пельтцер – актриса, победившая возраст
Потомственная дворянка и комическая старуха. Татьяна Пельтцер – актриса, победившая возраст. Известность пришла к ней поздно, но очень скоро переросла в громкую славу и бесконечное обожание. 6 июня – 100 лет со дня ее рождения.
Ее называли «баушкой». В Театре сатиры, обсуждая предстоящий сезон, говорили: берем одну пьесу классическую, одну современную и одну – для старухи. Она не обижалась. Фамилия Пельтцер на афише всегда гарантировала аншлаг.
Бенефисная роль — тетя Тони в спектакле «Проснись и пой». После премьеры актерам захотелось чего-то неординарного. «Мы захотели как-то отметить после премьеры. В Ленинград! Где деньги взять? К старухе. А она – какие деньги, что значит деньги. Взяла свою сумку, и мы за ней, как утята за уткой», – рассказывает художественный руководитель Московского театра сатиры Александр Ширвиндт.
Ученица своего отца – знаменитого артиста Ивана Пельтцера – она всю жизнь гордилась, что не имеет профессионального образования. В 23 года Татьяна вышла замуж за немецкого коммуниста, уехала с ним в Берлин, где работала машинисткой. Вернулась в 1931-м.
Она никому не рассказывала, что Пельтцер – старинная, дворянская фамилия. В Германии и сейчас регулярно переиздается ее родословное древо. «Древо восстановлено по кусочкам, много было утеряно во время войны и во время репрессий были. – вспоминает внучатая племянница Татьяны Пельтцер Анастасия Степанова. –Несмотря на то, что ее отец был актером, бабушкин брат Константин и Татьяна Ивановна – единственные актеры в нашем роду. И, наверное, это воспринималось как легкомысленное увлечение».
Европа узнала Татьяну Пельтцер по «Приключениям желтого чемоданчика». Фильм взял приз Венецианского фестиваля. Мэтров кино потрясла эксцентричная бабушка, которая танцует на крыше, перелезает через заборы и ездит на крыше троллейбуса.
Несколько лет спустя у того же режиссера Ильи Фрэза в фильме «Вам и не снилось» она сыграет иную бабушку – питерскую богемную старуху с «беломором», которая ломает судьбу своего внука. Энергия та же, но характер совсем другой.
В середине 70-х прима Театра сатиры неожиданно уходит в молодежный «Ленком». Абсурд, говорили коллеги. Но Татьяна Ивановна отвечала: я продлила свой творческий век. «Мы встретили ее с распростертыми объятиями. Валентин Николаевич Плучек поначалу на меня обиделся: как же, умыкнул лучшую актрису страны», – говорит художественный руководитель московского театра «Ленком» Марк Захаров.
30 лет в «Сатире», и 15 – в «Ленкоме». Говорят, молодые актеры не замечали ее возраста. Наоборот, считали, что быть моложе баушки очень трудно, а быть интереснее – вообще невозможно.
Сергей Капков
05.06.2004 20:46
*