Всемирный день юзабилити
Юзабилити (Usability) можно дословно перевести с английского языка как «практичность, удобство и простота использования». Всемирный день юзабилити (World Usability Day) был учрежден в 2005 году. В этом же году он был впервые отпразднован. И с тех пор он отмечается ежегодно во второй четверг ноября.
Разумеется, существуют более подробные и точные определения. Например, Джейкоб Нильсен определяет юзабилити как: «… качество работы пользователя в некоторой интерактивной среде (web-сайт, программа, и пр.)».
Сегодня же термин «юзабилити» все чаще используется как синоним слова «эргономичность» в контексте таких продуктов, как бытовая электроника или средства связи. В более широком значении он может также употребляться для определения степени эффективности выполнения механическими объектами и инструментами — такими, например, как дверная ручка или молоток — предписанных им функций. Таким образом, наиболее адекватным переводом слова «usability» будет «удобство и простота использования, применения», и даже «практичность».
Миссия этого праздника — повышение общественного сознания о необходимости упрощения доступа и повышения простоты использования продуктов и услуг, имеющих особо важное значения для человечества.
Главный лозунг Всемирного дня юзабилити — «Сделай проще!». Потому что удобные и понятные технологии делают жизнь каждого из нас проще и повышают ее качество в любой части света.
Применительно к компьютерной технике, юзабилити рассматривается, как дисциплина, которая занимается разработкой пользовательских интерфейсов для программного обеспечения, ориентированных на максимальное психологическое и эстетическое удобство пользователя.
Фундаментом для юзабилити в этой отрасли является научно-прикладная дисциплина HCI (human-computer interaction, человеко-компьютерное взаимодействие). Предметом изучения HCI является то, как люди используют компьютеры и как следует разрабатывать компьютерные системы, чтобы обеспечить более эффективное их использование конечными пользователями. Человеко-компьютерное взаимодействие, как самостоятельная отрасль, начала развиваться в конце 70-х — начале 80- годов. Толчком к этому послужило осознание проблем, которые стали возникать при использовании сложных компьютерных систем. Еще в 40-х годах, задолго до появления HCI было известно, что многие интерфейсные проблемы связаны с человеческой психологией. Так во время Второй мировой войны, проводились исследования внимания операторов радарных установок. Исследователи разработали рекомендации по улучшению дизайна мониторов радарных установок. Благодаря выполнению этих рекомендаций, операторы могли концентрироваться на мониторах и различать сигналы даже в состоянии задумчивости и усталости.
*