Его принципиальная схема была запатентована в этот день ровно век назад русским изобретателем Глебом Котельниковым. Доработкой его идеи позднее занимались лучшие инженеры и конструкторские бюро. Специалисты и сейчас работают над аэродинамическими свойствами парашюта — стараются сделать его более маневренным и удобным.

«В небе болтаются толпы бездельников, что ж ты наделал, товарищ Котельников?» — эта присказка парашютистов, пожалуй, лучше и короче всего описывает вековую эволюцию парашюта от экзотического средства выживания до спорта и хобби.

100 лет назад не то, что парашюты, самолеты-то были диковиной — летали в основном на аэростатах. На испытания первых самолетов собирались толпы зрителей. Среди них оказался и Глеб Котельников. До сих пор сохранилась даже фотография, запечатлевшая трагический момент: аппарат перевернулся в воздухе, и летчик выпал из него. «Котельников был очевидцем этой катастрофы, — рассказывает историк авиации Георгий Черненко, — и она произвела на него такое впечатление, что он решил придумать какое-то средство спасения авиаторов».

Котельников не был конструктором — он был актером. Но за новое дело принялся с жаром. Спасательные купола уже использовались воздухоплавателями, предстояло сделать из них средство экстренного реагирования, которое всегда было бы под рукой. Котельников решил эту задачу с помощью пружин, находившихся на дне металлического ящика, который крепился за плечами парашютиста. В нужный момент человек дергал кольцо, крышка коробки откидывалась, и мощные пружины выбрасывали купол наружу.

РК-2 — чуть модернизированный автором вариант первого парашюта. Желающих испытывать сомнительные приспособления инженера-самоучки нашлось немного, а вернее — всего один. Звали добровольца Иваном Ивановичем, и был он манекеном, сделанным собственноручно конструктором. Впрочем, в то время никто даже и не догадывался, что парашютом можно управлять. «Крепление парашютиста происходило в одной точке. Он, как щенок, в таком положении повисает», — объясняет директор музея ВДВ Степан Татения. «А Котельников разделил эти стропы на 2 половины и прикрепил их к плечам. И до сих пор эта идея используется», — добавляет историк авиации Георгий Черненко.

Парашютом Котельникова можно было маневрировать, а значит, успешно использовать для высадки десанта. Это решило его судьбу. 20-30-е годы — время первого расцвета парашютного спорта. Накануне Второй мировой войны в Советском Союзе парашютные школы были уже по всей стране.

Котельников пытался усовершенствовать свой парашют, но без профессиональных знаний было сложно: к тому времени доработкой его изобретения уже занимались лучшие инженеры и конструкторские бюро. Власти, правда, наградили его значком «Конструктор», а чуть позже — Орденом Красного Звезды, но, по большому счету, бывший актер, чьим изобретением до сих пор пользуется весь мир, оказался не у дел.

Парашютная система быстро стала очень сложным устройством. «Парашют состоит ведь не из одной, не из десяти, а из тысячи деталей. Каждый узел собирается из определенных частей. Поэтому на каждую ленточку, каждую деталь есть свое лекало», — говорит ведущий конструктор парашютного завода Владимир Маляев.

Современные конструкторы идут еще дальше: экспериментируют с формой крыла, его аэродинамическими свойствами, чтобы сделать парашют более маневренным, удобным.

Разнообразие и доступность породили такое направление, как парашютный спорт. Энтузиасты совершают в воздухе самые немыслимые пируэты, занимаются воздушной акробатикой и собирают в свободном полете фигуры — так называемые формации до 400 человек.

Последнее слово в развитии парашютного спорта — прыжки без парашюта в перепончатом костюме, который позволяет испытать ощущение свободного полета, просто планируя, скользя по воздуху. Совсем, правда, избавиться от купола пока не удается — он нужен при приземлении. Но, по словам спортсменов, недалек тот день, когда человек сможет шагнуть за борт самолета без привычного ранца за спиной.

Подробнее: Первый канал

Первый канал

*