Парадокс: врачи и медицинские сестры получают мизерные зарплаты и вынуждены пахать на двух ставках, а у руководителей их нищих бюджетных организаций вдруг появляются роскошные особняки.

Медиков в первичном звене почти не остается.

Фото Елены Рыковой (НГ-фото)

Парадокс объяснимый. Пользуясь схемами распределения средств, которые пару лет назад были внедрены Минздравсоцразвития, руководители имеют возможность зарабатывать безгранично. Ставка может оставаться маленькой, даже зарплата, включающая поощряющие выплаты, небольшой. Зато премии (ежемесячные, квартальные, годовые, к праздникам) в размерах не ограничены, никого не удивишь и премиями в 200–300 тысяч.

Обычно предпочитают набрать на работу несколько человек, сдающих деньги «в кассу». Получил сотрудник 200 тысяч, из них 100–150 тысяч принес начальнику. Четыре-пять таких несунов – и вот уже ежемесячный премиальный миллион. Главный врач – царь и бог в своем наместничестве, ему помогают пять–восемь замов и три-четыре «экономиста». Говорят, плох тот больничный экономист, который за пару лет квартиру себе не купил.

Хорошие способы «освоения» бюджетных средств – ремонт зданий и закупка оборудования. Генеральный прокурор России Юрий Чайка заявил, что в течение трех лет при закупках компьютерных томографов было растрачено около 3 млрд. руб. Впрочем, вряд ли деньги эти украдены главными врачами самостоятельно – им «спускали» сверху директиву, у кого покупать и на какую сумму. Да и сумму эту тоже присылали из Москвы.

Еще один источник дохода для главных врачей – сдача в аренду помещений больницы коммерческим организациям. В 90-е в одной столичной клинике, в ритуальном зале морга организовали… автосервис. Утром там прощались с усопшими, вечером ремонтировали машины. Или еще – в наркодиспансере производили европоддоны.

Так кто же они – нынешние главные врачи? Иногда – просто хорошие врачи, иногда – не состоявшиеся как специалисты, но пришедшиеся «ко двору», нанятые руководством и снимаемые им же в одночасье; они часто меняются вместе со сменой хозяина области. Временно, но безраздельно владеющие приданными им «душами» медицинского учреждения и униженные вассалы у всякого начальства.

Дорвавшись до руководства десятком или сотней сотрудников, руководитель медицинской организации становится, по выражению бывшего замминистра здравоохранения России Р.Хальфина, «бурундуком-главнюком». Главные врачи районных больниц проявляют себя «крепкими хозяйственниками», выбивая фонды или хозспособом обеспечивая больнице существование. Им нечего (почти) воровать, им надо добывать. Хотя и тут встречаются «стыдливые Альхены».

Подробнее: Независимая газета

Независимая газета

***