Нацпарки попали в зону застройки
На их землях могут появиться спортобъекты.
Около 7 млн га национальных парков в России оказались под угрозой застройки. Это может случиться, если Госдума утвердит поправки к закону «Об особых экономических зонах», позволяющие возводить на землях нацпарков спортивные сооружения. Сейчас это запрещено. Исключение было сделано только для олимпийских объектов в Сочи.
Еще в мае Госдума рассмотрела в первом чтении поправки в закон РФ «Об особых экономических зонах» (ОЭЗ). В частности, они позволяют создавать туристско-рекреационные ОЭЗ на частных землях, что ранее разрешалось только инвесторам портовых зон. Утвердить изменения во втором чтении депутаты должны до конца осени. Но на прошлой неделе в законопроекте, опубликованном на сайте Госдумы, появились дополнительные корректировки. Депутаты предлагают разрешить правительству РФ переводить заповедники в нацпарки, если такая необходимость возникнет у резидентов ОЭЗ. Более того, новые поправки разрешают строить в нацпарках крупные спортивные объекты.
«Сейчас в заповедниках нельзя ни строить, ни передавать землю в аренду. В нацпарках разрешено только сдавать в аренду участки без возможности крупного строительства»,– пояснил директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) Игорь Честин. То есть под угрозой могут оказаться 100 заповедников общей площадью 33,5 млн га и 35 национальных парков на 7 млн га. Снижение охранного статуса заповедников может привести к коррупционному распределению земель, настаивает господин Честин. По его словам, в Госдуме новые поправки мотивируют тем, что необходимо начать строить курорты на Северном Кавказе (строятся в рамках туристско-рекреационных ОЭЗ). Этим проектом, предполагающим строительство горнолыжных курортов в Лаго-Наки в Адыгее, на Эльбрусе и в Безенги в Кабардино-Балкарии, в Архызе в Карачаево-Черкесии, Мамисоне в Северной Осетии и Матласе в Дагестане стоимостью около $15 млрд, управляет госкомпания «Курорты Северного Кавказа» (КСК). «Но из всех заявленных КСК курортов ни один из них не подпадает под заповедники или нацпарки»,– говорит господин Честин. По его словам, только в Лаго-Наки часть лыжной трассы может пройти по территории биосферного полигона Кавказского заповедника, что не нарушает экологические требования. Вице-президент КСК Ростислав Мурзагулов уверяет, что госкомпания не инициировала новые поправки в закон. «Все свои планы по новым курортам рядом с заповедниками мы заранее согласовали с экологами, заключили соглашение о партнерстве с WWF»,– добавляет господин Мурзагулов.
Новые поправки в закон об ОЭЗ лоббируются Минприроды, в ведении которого сейчас находятся более 90 заповедников и нацпарков, сообщили «Ъ» депутат и эколог, знакомые с ходом обсуждения законопроекта. «Это утверждение не соответствует действительности»,– настаивает заместитель главы Минприроды РФ Ринат Гизатулин. «Уже сегодня в проект закона могут быть внесены новые коррективы, которые окажутся компромиссными как для нас, так и для экологов»,– обещает вице-спикер Госдумы Светлана Журова (координирует принятие поправок в закон об ОЭЗ). По ее словам, Госдума еще не получила заключение главного правового управления президента РФ на новые поправки.
Сейчас строить спортивные сооружения в нацпарке позволено только в Сочи. Несмотря на протесты экологов, власти в 2008 году приняли соответствующие поправки в закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года…». К Олимпиаде-2014 в Сочинском нацпарке строятся, в частности, два горнолыжных комплекса (инвесторы – «Роза Хутор», принадлежащий «Интерросу», и ОАО «Красная Поляна», где совладельцем является Сбербанк).
Принятие новых спорных с экологической точки зрения поправок может отпугнуть от участия в строительстве будущих курортов на Северном Кавказе одного из главных инвесторов – французский госбанк Caisse des Depots et Consignations (CDC), пообещавший вложить в проект почти €10 млрд. «После того как Vinci обожглась на строительстве автотрассы через Химкинский лес, французские компании стали внимательно проводить экологический аудит своих проектов в России»,– отмечает гендиректор Французской торгово-промышленной палаты в РФ Павел Шинский. Вчера получить комментарии в CDC не удалось.
*