10 октября 1884 года правление Товарищества механического чугунолитейного завода в Самаре направило в городскую думу прошение: отдать в аренду 400 квадратных саженей земли на берегу Волги рядом с заводом «…под временную верфь, в которой будет производиться сборка железного корпуса вновь стоящегося парохода».

Товарищество на паях организовали известные купцы: П.С.Субботин, П.М.Журавлев, Г.К.Бенке, А.Н.Шихобалов, И.Л.Санин, Ф.Г.Углов, братья Константин и Георгий Курлины. Они вложили в строительство новых зданий завода и его оснащение около 30 тысяч рублей. Отказать им было трудно. Гласные думы просьбу уважили. Этот участок берега обычно отводился под торговлю известью и камнем с платой 50 копеек за квадратную сажень. Правление завода хочет получить землю только до весны, поэтому можно отдать ее и за половину летней цены.

Раньше завод занимался исключительно изготовлением плугов, борон, конных грабель, сеялок, оборудования для мельниц. Эти изделия уходили не только в хозяйства Самарского края, но и Оренбургского, Уральского. Дела шли неплохо. На заводе работало до 400 человек, они выпускали продукции примерно на 300 тысяч рублей. Но по инициативе Павла Михайловича Журавлева, младшего брата известного рыбинского судопромышленника, завод решено было переориентировать на сооружение пароходов. Первый из них был спущен на воду 13 мая 1885 года. Его построили для купца Ф.Г. Углова и назвали «Первый».

«Самарские губернские ведомости» писали, что «…примеру Ф.Г. Углова последуют и другие коммерсанты, и вот в Самаре новая отрасль промышленности, новые заработки и новые предприятия. Дай Бог успеха хорошему начинанию и дай Бог, что все благие начинания, выраженные в застольных тостах за завтраком, оправдались на деле».

Оправдались. Самарцы построили более сорока пароходов, и четверть века наш город являлся одним из центров волжского судостроения. При советской власти на базе завода П.М. Журавлева, он перешел вскоре в его собственность, возникло другое всем известное предприятие – Средневолжский станкостроительный завод.

Самара today

*