Друзья и коллеги журналистки Анны Политковской, со дня гибели которой прошло 5 лет, надеются, что расследование ее убийства будет доведено до конца, но при этом опасаются, что следствие вместо истинного заказчика преступления предъявит «назначенного». Политковская, известная журналистскими расследованиями нарушений прав человека в Чечне, была убита в лифте своего дома на Лесной улице в Москве 7 октября 2006 года.

В качестве основной следствие рассматривает версию, связанную с ее профессиональной деятельностью.

«Трудно себе представить, что 5 лет Анны нет с нами. Во-первых, потому что она постоянно присутствует в том, что мы делаем, говорим, о чем мы думаем, в том, на что мы ориентируемся — она постоянно в этом присутствует. А с другой стороны, представить себе, что ее нет, а книжки ее выходят, фотографии ее печатаются — в этом смысле память у нас оказалась пока, слава Богу, не короткая», — сказал президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов.

Сын журналистки Илья Политковский признался, что по-прежнему чувствует большую поддержку от ее коллег и друзей.

«Друзья, «Новая газета» поддерживают меня, семью, мы постоянно общаемся. Мы совместно с «Новой газетой» занимаемся параллельным расследованием, то есть за эти 5 лет здесь ничего не ослабло», — отметил он.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННАЯ И ПРЯМОЛИНЕЙНАЯ

Политковская всегда была прямым и целеустремленным человеком, вспоминают ее друзья.

«Она человек прямой, жесткий и при этом всегда стоящий на своем, даже тогда, когда это «свое» расходилось с представлением читателей, части читателей, я не говорю уже о высокопоставленных читателях — с ними она расходилась почти постоянно. Но она готова была стоять на своем и против своих единомышленников, если у нее была по этому поводу особая точка зрения, и она ее защищала», — подчеркнул Симонов.

С подобной характеристикой согласился и председатель Союза журналистов России (СЖР) Всеволод Богданов.

«Аня никогда не была лукавой, она была прямолинейной. Она все время была в работе и в расследованиях, которые она вела. Она всегда была озабочена желанием добиться результата журналистского расследования», — отметил он.

Богданов подчеркнул, что Политковская была «кладом» журналистского расследования.

«Сегодня у нас с журналистикой происходит беда — она сходит на нет. В лучшем случае есть информатика, а журналистского расследования нет. А вот Ане всегда надо было открыть истину, найти ее любой ценой. Как в песне поется: «Нам нужна одна победа… Мы за ценой не постоим»», — сказал собеседник агентства.

По его словам, журналистские награды никогда не были самоцелью для Политковской.

«Я не думаю, что она гордилась тем, что ее признавали «Золотым пером», говорили, что у нее лучшие журналистские расследования, что никто никогда не мог ее опровергнуть — ее это не касалось, главное ей было добиться результата, и она шла на все в этом плане», — отметил председатель СЖР.

Глава Московской Хельсинской группы (МХГ) Людмила Алексеева считает, что Политковская была даже в большей степени правозащитником, чем журналистом.

«Аня всегда была озабочена судьбой какого-то конкретного человека и не только озабочена, но и старалась ему действенно помочь. В этом смысле она была не просто журналистом, а скорее правозащитником больше, чем журналистом.

Правозащитником, который пишет статьи», — считает Алексеева.

По ее словам, если Политковская «писала в статье, что какому-то человеку в Чечне опасно оставаться, что его ждут преследования, она могла забрать с собой этого человека и поселить у себя дома, чтобы помочь ему избежать грозящей опасности».

«Это не входит в обязанности журналиста, и далеко не всякий журналист так поступал», — подчеркнула собеседница агентства.

НАДЕЖДА ЕСТЬ?

К уголовной ответственности по делу об убийстве журналистки в настоящее время привлекаются пять человек: предполагаемый организатор преступления бывший полковник милиции Дмитрий Павлюченков, экс-сотрудник МВД Сергей Хаджикурбанов и трое братьев Махмудовых, один из которых — Рустам, по версии следствия, является исполнителем убийства.

«За последние несколько месяцев совершен самый большой прорыв из этих 5 лет. Задержан подозреваемый киллер — тот, кто лично исполнял убийство по найму, вскрыта гигантская коррупционная система в прежнем ГУВД Москвы, задержан и переквалифицирован из свидетелей в обвиняемого Дмитрий Павлюченков — руководитель отделения оперативно-поискового управления ГУВД Москвы. Начались активные следственные действия с очными ставками с другим организатором преступления, по версии следствия, Лом-Али Гайтукаевым. Поскольку газета участвовала во всем этом деле, мы прекрасно понимаем, что это все очень серьезно», — сказал главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов.

По его словам, редакция «хорошо осознает, что у следствия сейчас есть в руках новые дополнительные свидетельства и факты».

Сын журналистки Илья Политковский, в свою очередь, сообщил, что итог расследования его «особо не радует».

«Прошло 5 лет, и мы всего лишь имеем недавно арестованных подозреваемых в организации убийства. Это можно было, по моему мнению, сделать намного раньше. Много времени потеряно. Я все равно надеюсь, что их вина будет доказана в суде», — сказал он.

При этом Илья сожалеет, что «до сих пор мы не имеем никакой информации, доказательств относительно заказчиков».

«Я уверен, что будут найдены все исполнители преступления, начиная от лидера и заканчивая организаторами. По поводу заказчиков, я очень на это надеюсь, но пока никаких подвижек я не вижу», — добавил Политковский.

Муратов уверен, что найти заказчика этого преступления, «безусловно, возможно, если для того будет желание».

«С другой стороны, может быть другое желание — есть искушение, как я понимаю, назначить заказчика. Если будет назначен заказчик, то тут очень простой критерий — если выгодный заказчик будет назначен, то доказательств не будет. Будет только слово какого-нибудь сидящего в тюрьме свидетеля», — предположил главред «Новой газеты».

У правозащитницы Алексеевой также есть некоторые сомнения, что настоящий заказчик преступления буден найден.

«Будет ли назван заказчик, я буду сомневаться до тех пор, пока не назовут заказчика, и это не будет убедительно доказано, что это не подставное лицо, а настоящий заказчик. Потому что я столько раз в своей практике сталкивалась с нежеланием следствия выходить на заказчика, а под принуждением общественности … выставлять подставную фигуру вместо истинного заказчика… Я и в этом случае сомневаюсь, что реальный заказчик будет найден», — сказала она.

По мнению Симонова, следствие по делу Политковской в принципе «идет нормально, если бы ему не пытались столь активно мешать путем изначального подсказа цели».

«Желание вывести на заранее известный результат и обвинить в гибели Ани господина Березовского проявилось буквально с первых комментариев и постоянно мешалось под ногами. И сейчас оно продолжает каким-то образом мешаться под ногами, хотя и следствию, и людям, которые более-менее знакомы с его движением ,абсолютно очевидно, что это совершенно про другое история и никакого отношения к Березовскому в данном случае не имеющая», — предположил президент Фонда защиты гласности.

Симонов называет непростой историю расследования убийства Политковской, однако отмечает, что «на сегодняшний день она становится более или менее понятной».

«Известно, кто убил, кто организовывал наблюдение, известно, кто этому способствовал, известно, что в правоохранительных органах продавали свои профессиональные возможности следить за людьми, продавали и не очень интересовались целью, с которой эти возможности покупались посторонними людьми.

Как и через кого это делалось — будет ясно в суде. Но я думаю, что в принципе судебное дело движется к своему в общем успешному завершению», — сказал он.

При этом Симонов отметил, что огромную роль в том, что дело Политковской не закрыто, и продолжаются поиски преступников, сыграли коллеги журналистки по «Новой газете».

«Ни на минуту редакция «Новой газеты» не смирилась с мыслью, что кто-то может остаться безнаказанным. Это замечательное свойство редакции, которая до сих пор продолжает стоять на своем даже в деле Игоря Домникова (журналиста «Новой газеты», убитого в 2000 году), по которому давно известны заказчики, названы, но не осуждены», — отметил собеседник агентства.

Главный редактор издания Дмитрий Муратов при этом подчеркнул, что очень рассчитывает «на добросовестность следствия, поскольку в последнее время, могу сказать, что следственная бригада приложила максимальное количество профессиональных настоящих усилий».

Траурного митинга в память об Анне Политковской в этом году решено не проводить.

«В этом году митинга не будет. Соберемся семейным кругом», — сказал сын Политковской.

В свою очередь председатель СЖР Всеволод Богданов рассказал, что в Центральном доме журналистов в этот день соберется узкий круг коллег и друзей Политковской на закрытый показ фильма о журналистке.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ

Как сообщил ранее официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, установлено, что в конце июля 2006 года Дмитрий Павлюченков за денежное вознаграждение получил заказ на организацию убийства Политковской и создал преступную группу, в которую вошли трое братьев Махмудовых и другие лица.

Маркин рассказал, что подозреваемый Павлюченков поручил своим подчиненным организовать наблюдение за журналисткой, чтобы выяснить маршруты и время ее ежедневных передвижений по городу. В тот момент он был начальником отделения 4-го отдела оперативно-поискового управления ГУВД Москвы, занимающегося наружным наблюдением.

В дальнейшем Павлюченков приобрел оружие, разработал план и определил роль каждого из соучастников при подготовке и совершении убийства, считает следствие. Полученная Павлюченковым информация и орудие убийства были переданы непосредственному исполнителю Рустаму Махмудову и его пособникам, которые за несколько суток до преступления обеспечивали слежку за передвижениями Политковской.

Совершив убийство журналистки в подъезде ее дома на Лесной улице, киллер вышел на улицу и, сев в ожидавший его автомобиль ВАЗ-21043 у метро «Новослободская», скрылся вместе с соучастниками преступления, сообщил представитель ведомства.

Ранее присяжные оправдали трех обвиняемых по делу об убийстве Политковской, однако оправдательный приговор был отменен военной коллегией Верховного суда РФ, и материалы дела вернули следственной группе.

Подсудимыми по делу проходили Хаджикурбанов, которого тогда следствие считало организатором убийства, и братья Ибрагим и Джабраил Махмудовы, которых обвиняли в слежке за журналисткой.

07/10/2011

06:35:00

РИА Новости

*