Офисная работа превратила мегаполисы в "общество жаворонков"
Каждая компания устанавливает свой график рабочего дня сотрудников, но при этом единицы принимают во внимание тот факт, что индивидуальная продуктивность во многом зависит от суточной нормы сна и особенностей биоритмов организма.
В результате сложилась парадоксальная ситуация. По данным специалистов самыми многочисленными среди людей являются «совы» — они составляют 40% населения Земли, лишь 20-25% приходится на долю «жаворонков» и, наконец, 30-35% составляют «голуби».
Однако общество принуждает его жить по четкому графику. Обычно это ранний утренний подъем и активная трудовая деятельность до шести вечера. Этот график идеально подходит лишь «жаворонкам», то есть меньшинству, отмечают «Ведомости».
В США для защиты прав «сов» и полуночников даже создана специальная организация — Nocturnal Society (Общество любителей ночи). Ее основатель Дэниел Макгроу утверждает, что именно «дети ночи» спасли в древние времена человечество от уничтожения. «Совы» бодрствовали по ночам, поддерживая огонь в костре и не подпуская близко хищников.
Сейчас же традиционная судьба «сов» — страдать от недосыпания. А это сказывается на их производительности труда и здоровье. Исследования немецкого профессора Юргена Цалли из Регенсбурга показывают: у тех, кто высыпается и приходит на работу в бодром расположении духа, в два раза больше шансов преуспеть на работе. Национальный фонд сна США (National Sleep Foundation) выявил, что 65% всех американских работников постоянно не высыпаются и это приводит к низкой производительности труда и несчастным случаям на производстве. Убытки американской экономики от недосыпа работников ежегодно составляют 18 млрд долларов!
Тем не менее мир упорно продолжает жить по графику «жаворонков»: работа в офисах начинается в девять утра и заканчивается в пять-шесть вечера. Американские специалисты считают, что подобное расписание работы уже устарело: мировая экономика функционирует 24 часа в сутки, а использование современных технологий вынудило многих отказаться от традиционного рабочего расписания.
В России таких фирм пока единицы. График работы предприятия в основном зависит от сферы деятельности, но и среди традиционно более свободных «творческих» компаний немного таких, которые готовы учитывать интересы сотрудников в этом вопросе.
Вице-президент по общим вопросам альянса «Русский текстиль» Ольга Смирнова говорит, что на производственных предприятиях сложно учитывать эту особенность человеческого организма. Действует сменный режим, который расписывается на год вперед, и каждый работник проходит через дневные и ночные смены. По данным американских исследователей, 70% работающих в ночную смену недосыпают.
Четко сдают и принимают смены на производстве и в такой крупной компании, как Ehrman. Однако в офисе сотрудникам дают некоторые послабления. Рабочий день установлен с девяти до шести, но, как утверждает Рузанна Григорьян, менеджер по персоналу компании, в Ehrman «любят, когда отделы покрывают как можно больше рабочего времени. Одни приходят в 7-8 утра и уходят пораньше. Другие приходят в 10-11 утра и дольше задерживаются». Таким образом, с раннего утра и до позднего вечера в офисе кто-нибудь есть.
Приятное исключение для тех, кто не может подладиться к жесткому ритму — рекламные агентства и творческие организации, где во главе угла стоит творческий потенциал работников. Понятно, что от сонного человека трудно добиться блестящих идей. Поэтому график работы здесь более гибкий. Так, например, Элла Стюарт, председатель совета директоров и главный управляющий директор московского отделения крупного рекламного агентства BBDO, говорит: «Мы всегда за то, чтобы человеку было комфортно работать. Если сотрудник выложился, то, какой бы он ни был талантливый, ему необходимо время на восстановление». В большинстве случаев график работы в BBDO зависит от конкретных проектов и может быть достаточно гибким.
Творческие работники чаще всего начинают рабочий день позже, но и трудятся до глубокой ночи. Многие из них считают себя ярко выраженными «совами». Но у потворства начальников есть и обратная сторона. Илья Городецкий, шеф-редактор нескольких интернет-проектов, который раньше вел проект KasparovChess.ru, говорит, что журналисты приходили в редакцию в любое время дня, но уходили всегда поздно. Ведь шахматные турниры начинаются вечером, а результаты становятся известны ночью. Когда проект закрылся, многие коллеги Ильи предпочли стать внештатниками. Дело в том, что привыкнув работать по ночам, они не нашли себе постоянной работы с похожим графиком.
Впрочем, некоторые специалисты считают, что российский бизнес зачастую больше ориентируется на расписание «сов», чем «жаворонков». «На Западе основная часть работы делается в 8-9 утра. У нас же деловые переговоры начинаются часто в три часа дня», — утверждает директор кадрового агентства «Комус-персонал» Владимир Земсков.
Цена опоздания
По мнению специалистов, каким бы ни был график рабочего дня компании, сотрудники обязаны отрабатывать полный рабочий день и соблюдать трудовую дисциплину: обязательный восьмичасовой рабочий день существует для всех.
Неумение правильно выстроить свой график бывает наказуемо. Например, нарушители трудовой дисциплины в альянсе «Русский текстиль» должны в случае опоздания или раннего ухода с работы писать начальству объяснительные записки. Если нет уважительной причины, то первые три раза руководство ограничивается устным предупреждением. На четвертый раз с нарушителя удерживается 5% от фонда заработной платы. В среднем в месяц пять из 250 сотрудников офиса подвергаются этому наказанию.
*