15 сентября 1854 года на всех девяти салотопенных заводах Самары начался массовый забой скота. Еще задолго до образования Самарской губернии в нашем крае возник доходный салотопенный промысел. В те годы обширные земли от левобережья Волги до Урала, не знавшие плуга, являли собой прекрасные естественные пастбища для нагула скота.

Незначительные материальные затраты, дешевизна рабочей силы определяли стремительное развитие скотоводства. Уральские казаки Аржанов, Курлин, симбирские крестьяне Шихобаловы, ярославский купец Плешанов занимались перепродажей овец, строили за рекой Самарой, где было много ериков, проток, салотопенные заводы.

Они представляли собой калды (загоны) для нескольких тысяч баранов, сараи для их забивки и сушки кож, а также варни, склады для хранения соли, сала. При заводах имелись дома, в которых жили сами хозяева со своими домочадцами, а также избы для рабочих. Эти заводы, жилые постройки при них и положили начало возникновению поселка Засамарская слобода.

Салотопенный промысел был по сути дела безотходным производством. Кровь высушивалась и шла на изготовление краски, кости перерабатывались в костную муку, бараньи ноги поступали на клееваренные заводы, шкварки скармливали свиньям, кишки засаливали и отправляли преимущественно в Германию для изготовления колбасы. А собственно сало требовалось для изготовления разных сортов мыла.

Даже в 70-е годы, когда салотопенное дело приходило постепенно в упадок, заводчики забивали до 300 тысяч баранов, и с самарских пристаней отгружалось около миллиона пудов продукции на сумму почти 2,5 миллиона рублей.

Обычно сало и все прочее отправляли водным путем до Петербурга, а оттуда морем перевозили в страны Европы. Но война с Турцией, на стороне которой выступали Франция и Англия, изменила этот путь. И все-таки к началу навигации купцы подготовили для отправки в Рыбинск около 453 тысяч пудов сала. Они были уверены, что из Рыбинска гужевым транспортом их продукция попадет в Пруссию. А потом через третьи руки, пусть много дороже, дойдет и до Англии.

С окончанием войны порты Балтики вновь открылись для самарского сала, и промышленники еще лет десять наращивали его производство, получая более 2 миллионов прибыли.

Самара today

*