Российский парадокс: страна процветает, а самолеты все падают (инопресса)
Россия стала одной из самых опасных для авиапассажиров стран в мире, опередив даже Конго. Несмотря на все заклинания Медведева о модернизации и уверения Путина о принесенной стабильности, государство не способно обеспечить гражданам безопасность.
Аварии на транспорте, идущие одна за другой, обнажают фундаментальные недостатки государства прямо накануне выборов.
Крушение «Як-42», на борту которого находилась команда ХК «Локомотив», в том числе и легионер из Германии, не могло не лечь тенью на Мировой политический форум в Ярославле, который проводился на «Арене-2000», домашнем стадионе клуба. «Сюда в ночь на 8 сентября тысячи фанатов несли цветы, шарфы и экипировку с номерами своих кумиров, которые больше никогда не выйдут на лед», — рассказывает в своем материале обозреватель SPIEGEL ONLINE Беньямин Биддер. «Саня, борись!» — написано на стене арены. «Саня», поясняет читателям автор, — сокращенная форма от имени Александр. В катастрофе, помимо бортпроводника, выжил и нападающий «Локомотива» Александр Галимов.
Компания «Як-сервис», которой принадлежал разбившийся самолет, входит в число самых ненадежных в мире, сообщает немецкое издание. «Россия стала одной из самых опасных для авиапассажиров стран в мире, опередив даже Конго. Последнее время авиакатастрофы здесь случаются чуть ли не с периодичностью в месяц. Крушение «Як-42″ — восьмое за этот год (…). Практически всегда падают самолеты, произведенные еще в советские времена, техническое обслуживание которых порой оставляло желать лучшего».
«Президент, обосновавшийся в Кремле три года назад, срок полномочий которого истекает весной будущего года, с самого начала встал под знамена модернизации в России. Последняя авиакатастрофа наглядно демонстрирует, что его миссия далека от завершения», — полагает автор статьи.
Как отмечает The Wall Street Journal, на следующий день после трагедии президент Медведев распорядился о срочных изменениях в российской авиационной отрасли.
По данным некоммерческой организации Aviation Safety Network, после случившейся в среду аварии Россия возглавила мировой рейтинг по количеству жертв авиакатастроф за этот год. В восьми различных российских авиакатастрофах в 2011 году погибли 119 человек.
«Одно, два или три происшествия всегда можно объяснить совпадением, — приводит издание мнение президента Aviation Safety Network Харро Рантера. — Но количество аварий в России в этом году свидетельствует о системной проблеме безопасности полетов».
Медведев, похоже, согласен с этим высказыванием — в четверг он призвал к «радикальным изменениям», включая сокращение числа авиаперевозчиков, замену старых самолетов современными импортными моделями и ужесточение регуляции.
«Однако, как отмечают аналитики отрасли, предыдущие попытки изменений зачастую не приносили результатов, так как модернизация обычно стоит дорого», — пишут авторы статьи Грегори Уайт и Дэниел Майклс.
«По словам экспертов, центральным элементом существующей проблемы является то, что у небольших и региональных авиаперевозчиков отсутствует культура безопасности, которая сейчас превалирует во всем мире и все больше укореняется в большинстве крупных российских авиакомпаний», — говорится в статье.
Авиакатастрофа под Ярославлем не стала неожиданностью для тренера хоккейных вратарей канадской команды Cataractes Жиля Лефевра, который в начале 2000-х годов работал в хабаровском ХК «Амур». «К сожалению, в этой новости нет ничего удивительного. Воздушный флот в России устарел, и это еще мягко сказано. Самое страшное, что там есть самолеты, которые еще хуже, чем тот, который упал, — сказал Лефевр в интервью Le Nouvelliste. — Могу сказать, что упавший самолет похож на «Конкорд» по сравнению с теми, на которых довелось полетать мне!»
По словам Лефевра, все нервничали, когда приходило время подниматься на борт самолета. «Тренеры крестились перед взлетом, все были очень напряжены. К счастью, я мало ездил, потому что до Москвы лететь семь часов, к тому же большая разница во времени. Но поездки с командой запомнились мне на всю жизнь. На борту курили, выпивали, да еще сильно трясло. Я не могу поверить, что такие самолеты до сих пор используются для перевозок», — вспоминает канадец.
Между тем в ярославском «Локомотиве» решают, что делать после роковой авиакатастрофы, унесшей жизни почти целой команды, пишет The New York Times. Действия Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) в кризисной ситуации с «Локомотивом» могут предопределить ее репутацию и привлекательность для иностранных игроков, полагает журналист Джефф З. Клейн.
По словам вице-президента КХЛ Ильи Кочеврина, все клубы КХЛ предложили своих игроков для включения в состав «Локомотива», зарплату им будут платить в тех же клубах. «Речь идет о хороших игроках», — добавил он, заметив, что при необходимости можно организовать срочный набор в команду. Окончательное решение не должно быть дорогостоящим, поскольку теперь «Локомотив» отягощен крупными финансовыми обязательствами, пояснил Кочеврин. Кроме того, «Аэрофлот» вызвался стать официальным перевозчиком КХЛ. По словам Кочеврина, тот факт, что «Аэрофлот» предоставляет лишь самолеты иностранного производства, обеспечит игрокам психологический комфорт.
«Трагическая авиакатастрофа выявила брешь в доспехах Путина», — констатирует Time. Как рассказывает журналист Саймон Шустер, по случайному совпадению в день трагедии в Ярославль на политический форум съехались многие представители российской политической элиты, и скорбь горожан вскоре переродилась в волну негодования, направленную на официальных лиц из Москвы. В среду вечером около сотни разъяренных хоккейных болельщиков собрались у гостиницы «Святой Георгий» в Ярославле. «До двух часов ночи они стояли под нашими окнами и кричали: «Позор! Сукины дети!», а также еще кое-какие слова, которых я предпочту не повторять», — поделился впечатлениями политтехнолог Евгений Минченко, постоялец отеля. «Для политиков это было ужасное предзнаменование, касающееся избирательного сезона», — замечает журналист Саймон Шустер.
Причиной народного гнева стала не только авиакатастрофа «Як-42». «Было бы нелепо возлагать вину на государство за единственное печальное происшествие. Дело было скорее в частоте подобных авиакатастроф, причины которых — не только в недостаточно четких правилах безопасности, но и, как признал Медведев в четверг, в том факте, что самолеты советских времен ветшают, а государству не удается отследить их техническое состояние», — говорится в статье.
По данным издания, за последние три месяца более 200 человек погибли при авариях на транспорте. Все эти катастрофы обнажают фундаментальные недостатки государства прямо накануне выборов.
Российские оппозиционеры однозначно обвинили в ярославской трагедии правительство. «Путин нарушил свой общественный договор с российским народом. Он не смог гарантировать безопасность и спокойствие духа», — сказал в интервью Михаил Касьянов.
«Даже представители так называемой «конструктивной» оппозиции, которым позволяют занимать должности при условии, что они не подрывают власть Путина, в четверг воспользовались случаем выставить государство в смешном свете», — говорится в статье.
В России самолеты падают, а корабли тонут в 10 раз чаще, чем в других цивилизованных странах, заявил «справедливоросс» Геннадий Гудков, указав на уязвимое место в платформе Путина. «Если правящая элита принесла эру процветания, как твердит Путин, почему самолеты в России все падают и падают?» — вопрошает издание.
Минченко, разрабатывающий избирательную кампанию, заметил, что проблему катастроф невозможно «замести под ковер». «Но реакция Медведева, кажется, такова, что он именно это и делает», — полагает автор. Он напоминает, что в июле после двух авиакатастроф Медведев приказал списать все самолеты этих моделей. Но оказалось, что их нечем заменить. В среду Медведев вновь приказал прекратить полеты самолетов аналогичного типа. Путин тем временем хранил молчание — он лишь выразил соболезнование родным и друзьям погибших через свою пресс-службу. «Очевидно, этого было недостаточно, чтобы помешать скорбящим болельщикам «Локомотива» собраться вечером у «Святого Георгия» и проклясть высокопоставленных гостей», — заключает журнал.
9 сентября 2011 г. | 12:28
***