Не ставьте на крышу багажник. Полезные советы тем, кто собирается в путь ("РГ")
Европа переживает бум автотуризма. Около 40 процентов немцев, например, в этом году собираются в отпуска на автомобилях, чего раньше и близко не наблюдалось. Оно и понятно: во-первых, «западники»-крохоборы из-за цента удавятся, а на машине гораздо дешевле, чем на самолете или даже поезде. Но главное не это: теракты в воздухе и на железных дорогах, авиакатастрофы сделали автомобиль самым безопасным средством передвижения.
А что же россияне? Готов поспорить с кем угодно: если сесть за руль своей машины да толково поехать по своей стране, по своей земле, которую как следует еще не знаешь, то наверняка получишь отпуск, который запомнится на всю оставшуюся жизнь.
«Проехать толково» — это, во-первых, в хорошей компании. Практика показывает, что лучше всего — две семьи на двух машинах, три — это уже многовато, целый караван, а одна — может оказаться скучновато.
Дешевизна такого путешествия — фактор немаловажный, хотя, поверьте, не решающий, это просто дополнительная радость. Если отрыв от дома предполагается на месяц, то рвануть можно на приличное расстояние — тысяч на пять — семь километров. Я, например, из Москвы съездил бы на Байкал, облазил бы его на колесах со всех сторон, недельку пожил бы в палатке на берегу, порыбачил, покатался бы по Байкалу на пароходиках, поел бы вволю копченого омуля.
Раньше, в прежние годы, такие путешествия я бы вам не советовал. Во-первых, и с бензином, и с питанием, и с гостиницами в СССР всегда были проблемы. В девяностых много было и хулиганства, и бандитизма, — сейчас поспокойнее стало. А вдоль дорог нынче чего только не понастроили — от мебельного гарнитура до аудиокассеты, все можно купить!
И еще несколько советов, которые могут пригодиться автопутешественникам.
Все свое везу с собой
-Расчет средней скорости суточного пробега (при минимуме остановок):
а) если вы водитель со стажем менее 5 лет и собираетесь соблюдать правила везде, то на дорогах федерального значения ваша средняя скорость составит не более 50 км в час;
б) если вы опытный («средний») водитель и кое-где позволите себе 100-110 км в час, то средняя скорость повысится до 60-70 км в час;
в) если вы очень опытный водитель и к тому же любитель «пороть» и у вас есть пара тысяч на штрафы, то… не забудьте, что в машине вы не один.
-Не забывайте, что каждый город имеет свой сайт в Интернете, поэтому гостиницы по пути следования вы можете заказать заранее по Интернету.
-Багажник на крышу — ни в коем случае: за тысячекилометровый путь крышу, стойки да и весь кузов груз на крыше расшатает, да и устойчивость машины на поворотах груженый багажник снижает здорово. Расход же бензина обязательно повысится примерно на треть.
-Инструмент и запчасти для мелкого ремонта лучше держать под рукой — в дверках или бардачке, но не в багажнике, который придется разгружать из-за ерунды.
-Не забудьте о приличном свободном пространстве под сиденьями, особенно под задним сиденьем, там много чего может уместиться. Спальники или палатку лучше расстелить на заднем сиденье, там они займут меньше места.
-В салоне машины не должно быть ни одного твердого и тяжелого предмета — бутылки только пластиковые. Аптечка — на полке заднего стекла, лучше ее закрепить.
-Из вашей жены, сидящей рядом, сделайте штурмана: еще до поездки проработайте с ней маршрут, наметьте стоянки, ночевки, среднюю скорость, темп движения, научите ее работать с картой.
-Не забудьте о том, что во всех машинах-путешественницах должны быть одни и те же карты — географические, естественно. Иначе вам трудно будет принимать решения на ходу, экономя время.
В дороге
-Если вы желаете умереть своей смертью, причем в окружении родных и близких, то ехать желательно только в светлые часы суток: летом их выше крыши.
-Средняя скорость от пункта «А» до пункта «Б» зависит не от максимальной скорости, а от количества и продолжительности остановок — сведите их к минимуму.
-Если вы едете двумя и более машинами, то не поскупитесь на детские рации «ёки-токи», стоят они недорого, а их радиус действия в несколько сотен метров вас вполне устроит: мобильники здесь обойдутся в сто раз дороже, да и не везде они будут иметь роуминг.
-Не поленитесь в том городе, в область которого вы едете, в любом газетном киоске купить карту области — множество раз пригодится.
-Все в машине, включая и задних пассажиров, должны быть в пути пристегнуты ремнями безопасности. Если на заднем сиденье дети, то задние двери должны быть заблокированы — «кнопки» опущены.
-Если отдыхать приходится в дороге, то не ближе 50 метров от нее.
-Если в пути очень жарко, то напитки охлаждают так: оборачиваете бутылку мокрой тряпкой и подставляете под горячий встречный поток. Испаряясь, вода бутылку охлаждает. Повторив операцию пару-тройку раз, вы получите вполне прохладный напиток.
Отдых
— Если вы не знаете конкретного места остановки на продолжительный отдых, то спрашивайте у местных жителей не «где можно отдохнуть», а «где стоят москвичи, питерцы» и т.п. При подъезде к желаемому месту отдыха поговорите с водителями тех машин, у которых местные номера и которые не навьючены: они точно все знают.
-Слухи о хулиганах и бандитах, охотящихся на отдыхающих, сильно преувеличены. Местным грубить не надо, но и привечать их халявной выпивкой, особенно задабривать тоже не стоит: потом не отвяжетесь, тропу к вашей стоянке проторят.
-С попутчиками или с вновь приобретенными коллегами по отдыху на всякий случай заранее договоритесь о звуковых сигналах типа «все сюда» или «тревога». Также договариваетесь о дежурстве хотя бы одного-двух человек в лагере, когда народ днем разбредается кто куда. Если все же из палатки на пару часов надо исчезнуть, исчезайте незаметно, оставив в застегнутой палатке включенный приемник.
-Двенадцативольтовый телевизор аккумулятор машины может посадить не раньше чем за неделю работы.
Удачи вам на дорогах страны и жизни, запаса тормозного пупути и такого отпуска, который становится строкой биографии!
Юрий Гейко
4 июня 2004 г.
«Российская газета»
*