В Англии сбой в диспетчерской системе привел к задержке сотен авиарейсов ("Ведомости")
Поломка компьютера авиадиспетчерской службы Великобритании привела к массовым задержкам рейсов в Англии и Уэльсе. А работа крупнейшего аэропорта страны — лондонского Хитроу и вовсе была парализована на час.
Как рассказал министр транспорта Великобритании Алистер Дарлинг, сбой произошел в самое неудобное время — в шесть часов утра, когда прибывают трансатлантические рейсы, а внутренние и европейские готовятся к отправлению. Взлеты и посадки самолетов в аэропортах Англии и Уэльса осуществлялись с задержками, а работа Хитроу и вовсе была парализована примерно на час. Английские авиавласти вчера не смогли сказать, сколько в итоге было задержано рейсов. По сообщению “Интерфакса”, только в Манчестере с опозданием поднялись в воздух до 40 судов.
Через пару часов сбой в системе был устранен и авиасообщение восстановлено. Но задержки рейсов, которые коснулись тысяч пассажиров, продолжались в течение дня, в том числе и в лондонском Хитроу. А пассажирам советовали предварительно звонить в аэропорт, прежде чем направляться на свой рейс.
Как сказал представитель Национальной авиадиспетчерской службы (NATS) Эдриан Ялланд, к приостановке работы аэропортов в Англии и Уэльсе привела поломка компьютера. “Были проблемы в системе обработки данных о рейсах, — пояснил он. — Это не диверсия”. Поначалу представитель British Airways, которая осуществляет 800 рейсов в день через лондонские аэропорты, предположил, что сбой произошел из-за поломки компьютера в основном центре NATS в Суонуике в Южной Англии. Этот новый центр был введен в эксплуатацию в январе 2002 г. с опозданием на пять лет из-за проблем с программным обеспечением. И с тех пор его системы неоднократно допускали сбои. По сообщениям СМИ, вчера авиадиспетчеры в Суонуике с трудом разбирали информацию на мониторах, путали самолеты и высоту их полета. Однажды диспетчер в этом центре перепутал шотландский город Глазго со столицей Уэльса Кардиффом.
Но Ялланд уточнил, что поломка произошла в старом диспетчерском центре в Вест-Дрейтоне, который расположен рядом с Хитроу. Этот центр, который должен быть закрыт к 2007 г., контролирует авиасообщение в юго-восточной Англии, в том числе отвечает за все самолеты, прибывающие и вылетающие из аэропортов Лондона. Дарлинг подтвердил радиостанции BBC, что сбой произошел именно в Вест-Дрейтоне. Поломку он объяснил износом оборудования. “Если вы хотите знать причины неполадок с транспортом в нашей стране, то они состоят в том, что на протяжении десятилетий [наши] успешные правительства не расходовали достаточно средств на инфраструктуру, и авиадиспетчерские службы не исключение”, — сказал министр.
NATS, монополист в своей сфере деятельности в Великобритании, была частично приватизирована в 2001 г. Теперь 41,94% ее акций принадлежит консорциуму из семи британских авиакомпаний: British Airways, Easyjet, BMI, My Travel, Virgin Atlantic, Britannia и Monarch. Они управляют NATS совместно с правительством. В марте руководитель NATS был сменен под давлением правительства, которое вынуждено было в прошлом году оказать службе финансовую помощь в размере 130 млн фунтов. В завершившемся в марте 2003-2004 финансовом году компания получила прибыль от основной деятельности в размере 59 млн фунтов по сравнению с убытком в 36 млн за предыдущий год.
Впрочем, Дарлинг вчера призывал не драматизировать ситуацию. “Системы контроля за движением воздушного транспорта у нас очень хорошие, если сравнивать с другими странами, — утверждает министр. — Мы вкладываем в них деньги, это отличает нас от других стран”.
Олег Митяев
Ведомости 04.06.2004, №95 (1135)
*