Телекоммуникационные операторы один за другим начали продвигать услуги дистанционного наблюдения, позволяющие начальникам следить за подчиненными, родителям — за детьми, а женам — за мужьями. На днях с таким предложением выступил сотовый оператор «МегаФон», а вчера систему видеонаблюдения представила компания «Корбина Телеком».

Вчера телекоммуникационная компания “Корбина Телеком” объявила о создании нового департамента — “Корбина Видео”, одной из главных услуг которого станет видеонаблюдение. Услуга, продвигаемая этим департаментом, ориентирована на корпоративных клиентов и позволяет руководителям наблюдать, что происходит во всех рабочих помещениях их компаний: на месте ли тот ли иной сотрудник, чем он занят и даже какие документы открыты на его компьютере.

“Да, наша услуга дает менеджерам возможность контролировать все действия подчиненных. Но наш собственный опыт говорит о том, что это единственный способ, позволяющий быстро сделать из небольшой компании крупную”, — говорит вице-президент “Корбины Телеком” Александр Малис.

В отличие от громоздких систем видеонаблюдения, требующих установки дорогостоящих камер и видеозаписывающего оборудования, сервис “Корбина Видео” доступен даже небольшой фирме. По словам руководителя “Корбины Видео” Всеволода Гавриленко, в минимальной конфигурации достаточно установить неуправляемые Web-камеры стоимостью $150-200 каждая и подключиться по выделенному каналу к Интернету на скорости не менее 256 кбит/с. Правда, руководитель интернет-департамента “Корбины Телеком” Дмитрий Малов отмечает, что лучше подключиться на скорости от 2 Мбит/с и выше. При желании использовать управляемые камеры, позволяющие “смотреть” во все стороны и приближать рассматриваемые предметы, затраты клиента существенно возрастут: средняя стоимость управляемой камеры составляет $2000.

За два дня до “Корбины” свою услугу “принудительного слежения”, получившую название “АОП-семья”, запустил оператор сети “МегаФон” в Московском регионе — компания “Соник Дуо”. Услуга, использующая технологию мобильного позиционирования LBS, позволяет абоненту в любой момент точно узнать местоположение своего ребенка в пределах Москвы и области.

“Тема безопасности детей актуальна всегда, особенно в таком большом городе, как Москва. Когда точно знаешь, где находится твой ребенок, чувствуешь себя намного спокойнее”, — утверждает и. о. гендиректора “Соник Дуо” Игорь Парфенов. При этом специалисты компании не боятся, что развитие телекоммуникаций приведет к тотальному слежению за сотрудниками и членами семьи. “Точность определения координат объекта в сотовых сетях такова, что оно неэффективно для недобрых намерений. Кроме того, ребенок или любой другой участник услуг „АОП-семья„ может просто выключить сотовый телефон и оказаться вне контроля“, — уверяет коммерческий директор “Соник Дуо” Элдар Разроев.

Однако Юлия Никитина, управляющий партнер петербургского офиса фирмы Boyden, занимающейся поиском высшего персонала, напоминает, что действие рождает противодействие. “Если услуга видеонаблюдения достаточно дешева, то сотрудники, узнав о слежке, вполне могут скинуться на такую же систему и поставить ее в доме начальника или в квартире его любовницы”, — полагает Никитина. Она считает, что гораздо эффективнее разработать систему мотивации персонала, хотя это и дороже, чем установка Web-камер.

Леонид Коник

Ведомости 04.06.2004, №95 (1135)

Ведомости

*