В марте этого года в интернете появился Виртуальный музей европейских узников ГУЛАГа. Цель проекта — рассказать о том, что с 1939 по 1953 год около миллиона европейцев, проживавших на аннексированных территориях, попали в лагеря или спецпоселения.

Eela Lõhmus

В марте этого года в интернете появился Виртуальный музей европейских узников ГУЛАГа, созданный международной командой исследователей по инициативе историка Марты Кравери и под руководством директора Центра исследования русского, кавказского и центральноевропейского мира Алена Блума. Как отмечает Le Figaro, до сих пор принято считать, что жертвами ГУЛАГа были только жители СССР, и цель проекта — рассказать о том, что с 1939 по 1953 год около миллиона европейцев, проживавших на аннексированных Советским Союзом в начале Второй мировой войны или попавших в советскую сферу влияния после войны территориях, были отправлены в лагеря или спецпоселения в Сибири и Средней Азии как классовые враги. «Парадоксально, но многие заключенные еврейского происхождения позже поняли, что ГУЛАГ спас их от смерти в нацистских лагерях», — приводит газета слова Марты Кравери.

Начавшиеся после смерти Сталина освобождения осуществлялись в несколько этапов и растянулись на многие годы. Некоторые не смогли найти себе места на родине и предпочли вернуться в те места, где отбывали заключение. Но все они несут в себе отпечаток многолетнего изгнания и страданий, отмечает газета. В виртуальном музее собраны свидетельства выживших узников ГУЛАГа.

Издание рассказывает историю Юлианы Зархи, до войны жившей в Каунасе. Литва, аннексированная в июне 1940 года Советским Союзом в рамках советско-германского пакта 1939 года, встречала немцев как освободителей. Еще до прихода вермахта тысячи литовцев начали совершать убийства русских и евреев, которых они считали сообщниками большевиков, с жестокостью, подчас возмущавшей даже немцев. Юлиана провела несколько месяцев в еврейском гетто под Каунасом, затем незадолго до массовой казни евреев 29 октября 1941 года ей помогли бежать. До лета 1944 года благодаря немецкому происхождению ее матери их семья жила почти нормальной жизнью, но после прихода Красной армии в Каунасе началась «классовая чистка», и их депортировали в Таджикистан, где они оказались на «невольничьем рынке», на котором директора колхозов выбирали себе рабочую силу. После 1954 года ее мать не захотела возвращаться в Каунас, но в 1962 году Юлиана уехала из Таджикистана и больше никогда не покидала Каунас, где работала преподавателем немецкого языка. После краха коммунизма она регулярно ездила в Германию и рассказывала о своей жизни немецким школьникам. «История слишком сложна, чтобы экономить на памяти. Это актуально и сегодня. Когда литовское правительство объявило 2011 год «Годом Холокоста», люди в Вильнюсе вывесили нацистские флаги, а в Каунасе неизвестные расклеили у синагоги афиши «Гитлер был прав, евреи — вон», — цитирует Юлиану издание. В свои 73 года она чувствует себя скиталицей, не такой, как другие. «Мне хорошо в Германии, я выросла в русской культуре, а теперь живу в Литве. Но когда я говорю о литовцах, евреях, немцах или русских, я всегда говорю «они», — признается она, добавляя, что о депортированных всегда говорит «мы».

Источник: Le Figaro

12 августа 2011 г. | 16:29

Ариэль Тедрель | Le Figaro

InoPressa.ru ссылка на статью

***