Операция по подъему теплохода «Булгария», затонувшего 10 июля в Куйбышевском водохранилище в Татарстане, затягивается. Причиной стал обрыв одного из тросов в минувшее воскресенье, когда судно, лежащее на боку на дне, пытались выровнять. Планировалось, что теплоход поднимут на поверхность в понедельник, однако уже понятно, что это, возможно, вопрос еще нескольких дней.

Тем временем спасатели продолжают мониторить берег и акваторию Куйбышевского затона в надежде отыскать тела 15 человек, по-прежнему считающихся пропавшими без вести после крушения «Булгарии». Погибшими официально признаны 114 человек из 208 находившихся на борту, 79 спасены. В клиниках Татарстана остаются семеро еще пострадавших.

Двухпалубный дизель-электроход, построенный еще в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля во время грозы в трех километрах от берега. Это стало крупнейшей за последние годы подобной катастрофой в России. Уже сейчас понятно, что судно находилось в плачевном состоянии, не ремонтировалось и не могло перевозить пассажиров. После крушения «Булгарии» в стране будет проверен весь речной пассажирский транспорт.

ТРОС ПРЕТКНОВЕНИЯ

Один из тросов, закрепленных на теплоходе «Булгария», оборвался в воскресенье вечером во время проведения подготовительных работ по подъему судна.

По словам официального представителя оперативного штаба по подъему теплохода Тимура Хикматова, «судно устояло в прежнем положении». «Булгарию» удержала одна стропа», — говорит он. Хикматов добавил, что из-за этого инцидента сроки подъема судна «сдвинутся, но не сильно». Конкретных сроков он не назвал.

В понедельник специалисты начали выравнивать «Булгарию» с помощью оставшегося прикрепленного троса, чтобы «поставить судно на ровный киль». Позднее было принято решение установить второй трос вместо оборвавшегося.

Замминистра транспорта РФ Виктор Олерский рассказал, что операция по подъему судна делится на четыре фазы. Первая — это заводка по проводникам, вторая — выравнивание судна и заводка «полотенец» (мягких канатов), третья — подъем судна и четвертая, последняя — транспортировка теплохода в док.

На случай разлива топлива из теплохода, в акваторию затона было специальное оборудование для сбора нефтепродуктов с воды.

СИЛ ДЛЯ ПОДЪЕМА ДОСТАТОЧНО

С технической точки зрения, операция по подъему «Булгарии» вполне осуществима силами МЧС и привлеченных организаций, считает член президиума общественного совета при Минобороны главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

В операции задействованы специалисты, участвовавшие в подъеме затонувшей в 2000 году в Баренцевом море подлодки «Курск».

По мнению Коротченко, ситуация с подъемом «Булгарии» принципиально отличается от той, которая сложилась при подъеме «Курска». Тогда российской стороне пришлось прибегнуть к помощи иностранных специалистов. В случае «Булгарии» такая помощь не потребуется, полагает эксперт.

«Основные отличия ситуации — внутренний водоем, сравнительно небольшая глубина в 20 метров и водоизмещение судна. «Курск» затонул на гораздо большей глубине в открытом море, а подводная лодка как объект гораздо сложнее для подъема. Кроме того, в шахтах «Курска» находились ракеты», — отметил Коротченко.

Операция по подъему «Курска» была уникальной, и ее сравнивать с подъемом «Булгарии» некорректно, считает эксперт. Он ожидает, что теплоход будет поднят со дна в ближайшее время.

«В любом случае, это будет нерядовая операция, требующая расчетов, возможного внесения поправок. Но я думаю, что технологически эта проблема будет решена», — говорит собеседник агентства.

РЕАЛИТИ-ШОУ НЕ БУДЕТ

Журналистам, возможно, покажут процесс подъема «Булгарии», сообщил РИА Новости замглавы Минтранса Виктор Олерский. По его словам, в момент поднятия судна, представители СМИ, вероятно, будут на берегу. Ранее Олерский заявлял, что операцию по подъему «Булгарии» не нужно превращать в реалити-шоу.

«Любительские видеосъемки в любом случае должны быть запрещены, потому что преждевременная утечка любых видеоматериалов может нанести вред расследованию, — считает, в свою очередь, Игорь Коротченко. — В зоне действия МЧС должны работать специально аккредитованные операторы».

Полностью пресечь «самодеятельные» съемки невозможно, потому что для этого пришлось бы запрещать мобильные телефоны с возможностью видеозаписи, считает эксперт. Но, по его мнению, в широкое информационное пространство должны попадать лишь те сюжеты, которые будут согласованы с официальной информационной политикой.

Как полагает член президиума общественного совета при Минобороны, сейчас в работе основных информационных каналов при освещении трагедии с «Булгарией» этические нормы соблюдаются в должной мере.

ДОКУМЕНТЫ И КОМПЕНСАЦИИ

Пострадавшим и родственникам погибших при крушении уже выплачено более 24,5 миллиона рублей. «В настоящее время девять психологов оказывают помощь родственникам пострадавших. На 08.00 мск понедельника, произведены 199 выплат пострадавшим и родственникам погибших — это 24,6 миллиона рублей из республиканского бюджета», — сказал РИА Новости в понедельник представитель оперативного штаба МЧС.

В минувший четверг премьер-министр РФ Владимир Путин поручил к середине следующей недели выплатить компенсации семьям погибших и пострадавшим в результате крушения «Булгарии». По его словам, семьи погибших получат по 1,3 миллиону рублей.

Между тем специалисты уже восстановили 195 из 227 документов, утерянных пассажирами, спасшимися с «Булгарии». Официальный представитель Федеральной миграционной службы Залина Корнилова рассказала РИА Новости, что ее ведомство оперативно оформило выжившим в катастрофе документы на восстановление паспортов.

ДЕЛА СУДЕБНЫЕ

В рамках расследования причин крушения теплохода были выявлены многочисленные нарушения. По данным Генпрокуратуры РФ, чиновники казанского линейного управления внутренних дел (ЛУВД) на транспорте вовремя не пресекли безлицензионную деятельность «АргоРечТура» — субарендатора теплохода «Булгария», а сотрудники волжского управления государственного морского и речного надзора (УГМРН) Ространснадзора, не проверив состояние судна, сочли, что эта компания может перевозить пассажиров.

По данным ведомства, в ходе проверки установлено, что «АргоРечТур» незаконно выполнил в июне-июле 2011 года пять круизов по различным маршрутам».

Суд уже заключил под стражу на один месяц и 29 суток эксперта камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова и гендиректора ООО «Аргоречтур» Светлану Инякину. Они подозреваются в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

В минувший четверг защита Инякиной подала ходатайство об отмене постановления об аресте. В пятницу это сделала и защита Ивашова. Во вторник кассации рассмотрит Верховный суд Татарстана.

БЛИЗНЕЦ В «САМОВОЛКЕ»

После произошедшей трагедии в России введен запрет на эксплуатацию всех теплоходов типа «Булгарии». Однако судно-близнец «Булгарии» «Петр Алабин» все равно самовольно вышло из порта. В связи с этим следствие возбудило уголовное дело статье «самоуправство», максимальное наказание по которой — арест до шести месяцев.

По заявлению татарстанского транспортного прокурора, Вахитовский районный суд Казани ранее запретил эксплуатацию дизель-электрохода «Пётр Алабин». Однако вопреки определению суда, корабль 15 июля вышел в рейс из казанского речного порта в речной порт Самары.

Кроме того, татарская транспортная прокуратура потребовала возбудить уголовное дело по факту подделки документов об эксплуатации «Петра Алабина».

Как сообщила в понедельник Генпрокуратура РФ, в ходе проверки было установлено, что Государственная речная судоходная инспекция по Волжскому бассейну внесла ложные сведения в свидетельство о праве собственности на теплоход. «Согласно выданному инспекцией свидетельству о праве собственности, пассажирский дизель-электроход «Петр Алабин» построен в 1995 году. Между тем, фактически судно выпущено в 1955 году, что подтверждается классификационным свидетельством, выданным экспертом Средне-Волжского филиала ФГУ «Российский речной регистр», — указывалось в сообщении ГП.

Материалы прокурорской проверки в отношении должностных лиц Государственной речной судоходной инспекции по Волжскому бассейну направлены в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту служебного подлога.

В понедельник теплоход «Михаил Лермонтов» проекта 785 («Россия»), к которому принадлежала и затонувшая «Булгария», продолжили эксплуатировать и в Красноярском крае, но с ограничениями по району плавания.

«Нам пришло распоряжение ограничить класс данного судна с класса «О» до класса «Р». Соответственно ограничен район плавания «Михаила Лермонтова». Если раньше он ходил до Дудинки, то сейчас будет идти только до Игарки. О полном запрете пока речи не идет, такое распоряжение может появиться после того, как будет завершено расследование причин катастрофы в Татарстане», — сообщил РИА Новости руководитель енисейского управления Государственного речного и морского надзора Юрий Рязанов.

Он добавил, что после аварии на «Булгарии» специалисты ведомства провели несколько внеплановых проверок «Михаила Лермонтова» и не выявили проблем. «Мы его (теплоход) несколько раз проверили. Он в нормальном рабочем состоянии», — сообщил Рязанов.

Тем временем, проверки состояния речного пассажирского транспорта идут по всей стране. Как ожидается, они займут порядка трех недель.

18/07/2011

18:53:00

РИА Новости

*