Остановка грузовых судов возле терпящей бедствие "Булгарии" была бессмысленной — эксперты
Капитаны сухогруза «Арбат» и буксира «Дунайский-66» приняли грамотное решение, не остановившись у места крушения теплохода «Булгария», поскольку их технические характеристики не позволяют эффективно участвовать в спасательной операции, наоборот — их остановка могла угрожать жизни спасшихся пассажиров, сообщили сотрудники астраханского речного флота, много лет отслужившие на судах аналогичного типа.
Двухпалубный дизель-электроход «Булгария», построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля во время грозы в Куйбышевском водохранилище на территории Татарстана в трех километрах от берега. На борту, по данным МЧС, находилось 208 человек, спасти удалось 79. На данный момент МЧС подтверждает гибель 101 человека.
В понедельник глава Минтранса Игорь Левитин, возглавляющий госкомиссию по изучению обстоятельств ЧП, заявил, что капитаны судов, которые проплыли мимо терпящего бедствие теплохода, не оказав помощь, будут подвергнуты самому суровому наказанию. По его словам, для этого будут приняты «все меры законодательного порядка».
Позднее было установлено, что мимо «Булгарии» прошли суда «Арбат» и «Дунайский-66». СК РФ во вторник возбудил уголовные дела по факту неоказания помощи терпящим бедствие.
По мнению экспертов, высказанному на условиях анонимности, остановка грузовых судов могла напрямую угрожать жизни спасшихся пассажиров и затруднить спасательную операцию для других судов.
«Это двухвинтовое судно, обычный сухогруз. Рули обычные перьевые, крутануть на нем оборот сложно. И в водохранилище достаточно мал форватер, там недостаточно места для такого судна, особенно если оно идет в грузе. Кроме того, происходит большой подсос воды под борта. Такой маневр был бы опасен для пассажиров теплохода, он элементарно мог под себя засосать тех, кто находится на поверхности», — рассказал собеседник агентства.
По его мнению, сформированному на основании фотоснимков с места трагических событий, смысла останавливаться обоим судам для оказания помощи не было.
«Они вышли на связь с «Арабеллой», слышали, что помощь уже идет. А ему самому для того, чтобы остановиться, развернуться и подойти к месту, было нужно полчаса минимум. Учитывая, что у таких сухогрузов есть большая проблема — нет реверса на дизеле, маневрировать еще более проблематично. И подходить он мог только при том условии, что люди не разбросаны по воде, чтобы не потопить их», — рассказал эксперт.
Другой специалист, также знакомый с техническими возможностями и оборудованием сухогрузов данного типа, согласен с этой версией.
«Мое мнение, капитан сухогруза принял правильное решение: не мешать спасательной операции. Экипаж таких судов — 12-13 человек, моторные лодки отсутствуют, есть два или один мотобот, спуск которого занимает от 15 до 40 мину. Спасенные находились на плотах, что видно на фотографиях, смысла менять одно на другое не вижу, тем более что через короткий промежуток времени прибыла «Арабелла», у которой были все возможности поднять на борт потерпевших крушение», — пояснил корреспонденту РИА Новости собеседник.
Получить официальный комментарий от владельца «Арбата» — компании «Скал-АПК» РИА Новости пока не удалось.
13/07/2011
16:41:00
*