Что такое жизнь в космосе? Чтобы одеться, нужно почти 3 часа. Если прогулка длится 6-8 часов, под скафандр надевают памперсы. А если нос зачешется? Левая часть шлема оснащена маленькой подушечкой, о которую можно потереться, рассказывают астронавты.

Журналисты побеседовали с тремя астронавтами — Дугом Уилоком, Тони Панелли и Майком Массимино — о том, как себя чувствует человек в космосе, пишет в блоге на сайте Los Angeles Times корреспондент Эндрю Малколм.

«По словам ученых NASA, важный урок, вынесенный из 135 полетов «шаттлов», состоит в том, что даже в тесном космическом корабле астронавтам надо выделять время на досуг — выходной день для чтения, отдыха или обмена электронными письмами с семьей в режиме реального времени», — пишет издание.

Корреспонденты выяснили, каково выходить в открытый космос. Чтобы одеться, нужно почти три часа. Если прогулка длится 6-8 часов, под скафандр надевают памперсы. «А если захочется пить? Под шлемом справа есть соломинка, куда напитки подаются под давлением. А если нос зачешется? По просьбе астронавтов NASA оснастило левую часть шлема маленькой подушечкой, о которую можно потереться», — сообщает газета. Выходя в открытый космос, астронавты прикрепляют к запястью зеркало, чтобы считывать показания приборов и часов на груди скафандра.

В открытом космосе астронавтам обычно недосуг любоваться видами, но они не могут не замечать восходов и закатов каждые 45 минут. Их скафандры должны с тем же интервалом переключаться из режима в режим: в «ночное время» согревать, в «дневное» — охлаждать. Перепад температур составляет более 300 градусов, пишут журналисты.

Ты не столько носишь скафандр, столько паришь внутри него, заметил Уилок. Он поведал, что ему стало жутковато, когда однажды в открытом космосе он был вынужден смотреть только вперед — «в абсолютно черную глубину страшного космоса». Ботинки Уилока были надежно пристегнуты к станции, он знал, что ему ничто не угрожает, но для проверки, на всякий случай, иногда пытался оттолкнуться пятками.

Как-то Уилок улучил минутку, чтобы полюбоваться панорамой Земли из нового «купола» МКС. А налюбовавшись, взглянул на часы и осознал, что провел в куполе 2 часа. «Как бы банально это ни звучало, он сказал, что эти впечатления заставили его задуматься, почему люди не ладят между собой на этой крохотной, как видится из космоса, планете, затерянной в огромной Вселенной», — пишет газета.

Астронавты также сравнили полеты на «Союзах» и «шаттлах». По их единодушному мнению, взлет на «Союзе» более комфортен, но возвращение на Землю — это нечто. Когда Уилок попросил у американского коллеги совета насчет того, что нужно делать при посадке на «Союзе», тот прислал односложный ответ: «Держаться». Уилок поведал, что при посадке услышал два-три громких взрыва, а затем была «самая шумная и крупная автокатастрофа, какую только можно вообразить».

И все же американские астронавты клянутся, что не задумываясь совершат этот опасный полет. «Я бы спрятался в туалете «Атлантиса», если бы надеялся, что меня не отыщут», — заметил Панелли. Чтобы повысить свои шансы, он начал учить русский, поскольку в будущем полеты станут осуществляться под российским командованием.

Источник: Los Angeles Times

12 июля 2011 г. | 14:00

Эндрю Малколм | Los Angeles Times

InoPressa.ru ссылка на статью

***