После кораблекрушения на Волге неизвестна судьба более 100 человек
Судьба более 100 человек остается неизвестной после кораблекрушения, происшедшего в воскресенье 10 июля на Волге в акватории Куйбышевского водохранилища в Татарстане. Около 14.00 там при загадочных обстоятельствах затонул пассажирский теплоход «Булгария». По предварительным данным, на его борту находилось 188 человек, из которых спасти удалось 75.
Родственники и сотрудники спасательных служб встречают теплоход «Арабелла», который доставил пострадавших с затонувшего судна «Булгария» в Речной порт Казани.// © РИА Новости. Роман Кручинин
Еще один человек был найден мертвым. Что касается остальных, то в воскресенье на 21.00 о них ничего не было известно, и специалисты опасались, что они могли погибнуть вместе с кораблем. В этом случае, происшедшее может стать крупнейшей в современной истории катастрофой на отечественном речном флоте. За неделю до нее один из блогеров описал технические неполадки во время недавнего рейса этого судна.
Уже в воскресенье президент Медведев дал поручение главе СКР Александру Бастрыкину срочно создать следственную группу для выяснения обстоятельств ЧП, а главе Татарстана Рустаму Минниханову, который прервал свой отпуск, — оказать помощь пострадавшим и их родственникам. В понедельник 11 июля в район ЧП должен прибыть и сам Бастрыкин. Что случилось с «Булгарией», в воскресенье так и оставалось непонятным — достоверно известно лишь, что теплоход буквально в считанные минуты затонул в нескольких километрах от берега.
Прогулочный теплоход «Булгария», принадлежавший казанской компании «Агроречтур», отправился по маршруту Казань–Болгар–Казань (Болгар — райцентр в 140 км от Казани) в девять часов вечера 9 июля. Около семи утра воскресенья корабль благополучно прибыл в Болгар, а уже в 11.00 двинулся обратно в столицу Татарстана. В Казань судно должно было прибыть к 19.00. Однако через три часа после отправления (по предварительным данным, в 13.58) «Булгария» неожиданно затонула в акватории Куйбышевского водохранилища в 3 км от берега в районе деревни Сюкеево Камско-Устьинского района республики, примерно в 150 км ниже по течению от Казани. По данным МЧС, глубина в районе аварии составляет около 20 м.
«Теплоход полностью ушел под воду, поверх нее ничего не видно», — рассказал «МН» замглавы администрации Камско-Устьинского района Рустам Гальмутдинов, прибывший на место трагедии. По его словам, первым о крушении спасателям сообщил капитан теплохода «Арабелла», проходившего в тот момент мимо. Попутный корабль и забрал с собой первых людей с «Булгарии», которые держались на плаву в спасательных жилетах и на подручных плотах. «Тех, кто был на поверхности, вытащили сразу, остальные, наверное, под водой, сейчас здесь спасатели работают», — сказал Гальмутдинов.
МЧС Татарстана в воскресенье сообщило, что «Арабелла» приняла на борт 73 человека с потерпевшего аварию судна, а еще двое сами доплыли до берега. Еще двое спасенных с различными травмами были отправлены в райбольницу. По словам медиков, состояние обоих удовлетворительное — у них диагностировали сильный шок и ушибы. Одну женщину подняли из воды уже мертвой.
Сколько всего было людей на затонувшем теплоходе, точно к вечеру 10 июля не было известно. Сначала на сайте республиканского МЧС говорилось, что на борту было всего 22 человека, позже — что 173. В разговоре с президентом Дмитрием Медведевым глава МЧС Сергей Шойгу доложил, что на теплоходе было 182 человека: 125 туристов, 22 члена команды и 35 — обслуживающий персонал (повара, официанты, аниматоры). А еще чуть позже в МЧС заявили, что на «Булгарии» находилось 188 человек.
Противоречивая информация поступала и о спасенных: в Приволжском центре МЧС через три часа после ЧП заявили, что удалось спасти всех пассажиров и членов экипажа, но позже в МЧС эту информацию опровергли. В итоге к 21.00 воскресенья в МЧС заявили о 75 спасенных (среди них капитан судна и его старший помощник). «Остальные, скорее всего, находятся под водой, пока спецоперация продолжается», — сказал вчера вечером представитель МЧС корреспонденту «МН».
Что именно стало причиной аварии, пока непонятно. Единственная версия, которую выдвигали источники в правоохранительных органах, сводилась к тому, что корабль якобы получил пробоину.
К этой версии склоняются и эксперты. Как заявил информагентствам Дмитрий Воропаев, гендиректор компании «Самарские путешествия» — туроператора, занимающегося речными круизами по Волге, теплоходы одного класса с «Булгарией» не имеют внутренних водонепроницаемых переборок, и в случае пробоины они тонут за несколько минут. «Теплоходов такой серии, к которой относился теплоход «Булгария», всего осталось на Волге три штуки. Их построили в Чехословакии в период с 1955 по 1958 год», — добавил эксперт.
«Булгария», двухпалубный дизель-электроход, рассчитанный на 140 посадочных мест, был построен в 1955 году. В Ространснадзоре сообщили, что его техническое состояние оценивалось как «хорошее» и он был полностью готов к выполнению пассажирских перевозок. «Судно прошло все необходимые проверки и испытания», — сказали в ведомстве. Об исправности судна заявила и директор «Агроречтура» Светлана Имякина. «Корабль соответствовал всем требованиям эконом-класса. Ремонтные работы были проведены, он был принят в реестр, все было нормально», — сказала она одному из телеканалов.
Тем не менее, несмотря на эти заверения, претензии к работе судна были. Вот что еще неделю назад написал на одном из форумов, посвященных речным круизам, пользователь с ником Antonio: «Старая калоша, помпезно именуемая «Булгария», по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам. 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань–Пермь–Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Причем последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась, так что не работала даже радиосвязь. Оправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путевки, чтобы за счет них залатать технические огрехи. Скорость передвижения оказалась такой, что всякий раз теплоход опаздывал с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии».
Спасательная операция на месте ЧП вечером 10 июля продолжалась. Водолазы уже начали погружения к кораблю, но пока даже предварительно его обследовать они не успели. Основные силы спасателей должны прибыть в район аварии к утру понедельника.
***