Она родилась в этот день в Днепропетровске. Лия Ахеджакова начинала как актриса травести. Ахеджакова не просто комическая или трагикомическая актриса, она, по большому счету, актриса трагедийная, и это, как и в случае с великой Фаиной Раневской, определяет особенность ее судьбы.

Ахеджакова Лия Меджидовна

Дата рождения: 9 июля

Родилась в Днепропетровске. Родители Лии Меджидовны были актерами: мать, Юлия Александровна, – ведущей актрисой, а отец, Меджид Салехович Ахеджаков (в 1940 г. окончил ГИТИС, а потом Высшие режиссерские курсы в Ленинграде), – главным режиссером Адыгейского областного драматического театра имени Пушкина.Родители не желали дочери такой же, как у них, судьбы. Они мечтали для нее о чем-то надежном, основательном – врач, инженер, биолог. Послевоенный майкопский театр – тема для отдельного разговора. Нужно было пропахать весь Краснодарский край, вспоминает Лия Меджидовна, чтобы не голодать, чтобы прокормить всю труппу.

Мама часто болела. Лия Ахеджакова вспоминает, как просыпалась в «холодном поту», прислушиваясь, дышит ли мама. С детства преследовал этот страх – мамы не станет.

Ахеджаковские героини – «девочки-старушки» – ни на кого не похожи, они – единственные в своем роде. В них, словно наугад вырванных из очереди, с троллейбусной остановки, нет ничего общего ни с пафосными социальными героинями, – к примеру, с мэром Елизаветой Уваровой, которую в «Прошу слова» блистательно сыграла Инна Чурикова, ни с «лириками» конца 1970-х, ни с чарующими деревенскими бабами Нонны Мордюковой. Вслед за Ахеджаковой, вместе с Ахеджаковой на сцену и на экран пришли новые, необычные героини – те самые и в том обличье, кто попытался не «уступить жребию», а то и переломить судьбу…

Главная специфика Ахеджаковой как актрисы – способность быть «локатором» частного, личного, отклоняющегося от предписанной «нормы», – способность не прикидываться, не играть, а взаправду быть уязвленным «инородцем», «бормочущим комком слов».

В кино и театре Ахеджакова сыграла множество ролей – от первых рязановских картин до телесериала В. Фокина «Пятый ангел», где ее героиня Сарра проживает на экране целую жизнь от зрелости до глубокой старости. В ее безымянной женщине из «20 дней без войны» Алексея Германа звучит тема не женского, а человеческого достоинства, боли, надежды. Тема уникальности, эксклюзивности человеческой личности.

Все помнят секретаршу Верочку из фильма «Служебный роман». Эта роль – один из ярких экранных скетчей актрисы. Казалось бы, всего-навсего какая-то секретарша какого-то скучного статистического учреждения. Но роль строилась Рязановым специально «под Ахеджакову».

В ахеджаковской Верочке есть «изюминка» – она прелесть, душка, вроде бы вполне типичная секретарша (едва ли не самая узнаваемая среди персонажей фильма); и все же в ней – неожиданность, парадоксальность, как бы выхваченные из реальной жизни, но так редко пробивающиеся на экран.

Во времена, когда едва ли не все в нашей жизни было по-бухгалтерски «задокументировано», кажется, она одна умеет радоваться и получать удовольствие от жизни и этим своим талантом щедро делится с окружающими.

Вспомним Ахеджакову хотя бы марширующей в колонне зэчек в «Крутом маршруте» Е. Гинзбурга. Даже в строю, в колонне она выбивается из общей массы! Потому что и в арестантской робе она – «курсив» и «красная строка»… И так в любом спектакле!<br

Героини Ахеджаковой – бедолаги, попадающие из одной неприятности в другую. Но мы и любим их за то, что они – неловкие, некрасивые, несчастные. На самом деле, наш восторг вызывает то, что при таких-то качествах, при такой неумелости и неприспособленности они неожиданно выстаивают, выживают и, кто бы мог подумать, вопреки всему побеждают!

Она из тех редких актрис, кто привел на сцену и на экран новый для нашего искусства тип героини чаплиновского толка, кто своих «второстепенных людей» выдвинул на авансцену. Кто бесхитростность и неумелость, угловатость и чудаковатость своих Верочек, Танечек, Роз, Джульетт (Джульетта Ашотовна из фильма И. Туманян «Когда я стану великаном»), Фим, Люб, Пульхерий сделал притягательной, благодаря чему ее героини, хотя бы в зрительском сознании, сохранились важными и «главными». Благодаря Ахеджаковой «лицо из массовки» обрело центростремительную силу и убедительность.

Каким же обаянием, какой духовной мощью нужно было обладать, чтобы «периферийных» и «эпизодических» превратить в «сольных» и самостоятельных героинь!

И Леона, и Клер – всё пережили и сумели почти от всего отказаться. Обе, «не снимая маски», стали единственными в своем роде, стали выше обычных житейских побед, боли и поражений.

Ахеджакова – мастер спонтанных импровизаций, а подчас и «черного», насквозь абсурдистского юмора, что она блестяще подтвердила в телеспектакле по пьесе И. Ионеско «Бред вдвоем» (в дуэте с Г. Хазановым).

Э. Рязанов еще 20 лет назад понял: обаяние этой актрисы таково, что, поручив ей сыграть отрицательную роль, рискуешь перевернуть смысл пьесы. Ахеджакова в считанные минуты способна «перевербовать» симпатии зрителей, сделать так, что они по доброй воле встанут на сторону любого из ее отрицательных персонажей.<br

«У меня слишком мало времени, чтобы тратить его на бездарные проекты и прожекты» – любимая присказка Лии Меджидовны. .

Ее остроты, шутки, заряженность смехом, как порохом, – неотразимы.

Лия Ахеджакова не боится быть (или казаться) карикатурно-смешной, порой уродливой. Неважно, большая у нее роль или маленькая. Даже если эта «актриса-воробушек» все 2 часа на сцене будет сидеть, «стоять на голове» или ничего не делать, мы все равно с огромным интересом будем следить за ней. Потому что она – особенная.

По материалам сайта

Международного Объединённого Биографического Центра.

Видеоролик из к/ф «Старые клячи»

www.ahedzhakova.ru

Самара today

*