Что таится за парадом: тюрьма для диссидентов в последней диктатуре Европы
Лукашенко заявляет, что протестующие действуют по планам, написанным «в столицах отдельных стран», и хотят поставить страну на колени. В прошлом он успешно применял такую риторику, но теперь в Минске есть ощущение, что время Лукашенко истекает.
REUTERS
По-видимому, грандиозный военный парад, посвященный Дню независимости Белоруссии, был призван продемонстрировать, что Лукашенко так просто не откажется от власти, пишет The Independent. Президент, одетый в военную форму со всеми регалиями, в своей речи провел параллели между вторжением нацистов и нынешним движением протеста против его правительства, утверждает журналист Шон Уолкер.
В обстановке экономического кризиса в Белоруссии усиливаются протестные настроения. По данным издания, вчера вечером у главного вокзала Минска прошла очередная молчаливая акция протеста. Около тысячи человек «просто стояли неподвижно и хлопали в ладоши, но это не помешало полиции наброситься на них и применить силу: и молодежь, и стариков арестовывали и заталкивали в зеленые военные фургоны. Сотни молодых людей в штатской одежде и наушниках — люди из нерегулярных формирований — снова накинулись на толпу, били руками и ногами тех, кто сопротивлялся, эпизодически применялся слезоточивый газ», — говорится в статье.
Вчера утром Лукашенко сказал, что протестующие действуют по планам, написанным «в столицах отдельных стран», и хотят поставить страну на колени и уничтожить ее независимость. «В прошлом он успешно применял такую риторику, но теперь в Минске есть ощущение, что время Лукашенко истекает», — пишет автор, поясняя, что в группе протестующих в сети VKontakte — более 200 тыс. членов.
По словам журналиста, в Минске гостю иногда трудно поверить, что «это жестокая диктатура»: чистые тротуары, ухоженные клумбы, симпатичные уличные кафе. «В некоторые критические моменты — например, во время выборов — имеют место массовые аресты, избиения и смерти при загадочных обстоятельствах, но большую часть времени режим держится на «легком страхе», — пересказывает автор статьи мнение неназванного западного дипломата, который служит в Минске. Госпредприятия заключают с сотрудниками трудовые договора на год, поэтому от работников, которые не следуют политической линии, легко избавиться. Та же история со студентами. «Но число людей, которые готовы возвысить голос, несмотря на то, что это чревато проблемами, видимо, увеличивается», — говорится в статье. Рейтинг Лукашенко, по данным независимых социологов, резко упал, общественное мнение эволюционирует.
Девальвация белорусского рубля в сочетании с инфляцией означает, что покупательная способность по сравнению с началом текущего года снизилась вдвое. Экономическая стабильность, благодаря которой значительная доля населения искренне поддерживала Лукашенко, испарилась, продолжает Уолкер. «Люди постепенно начинают осознавать, что стабильности никогда и не было, что это был лишь миф», — говорит журналистка Ирина Халип, жена экс-кандидата в президенты Андрея Санникова, приговоренного к пяти годам тюрьмы. Сама Халип приговорена к условному тюремному сроку, ей запрещено покидать Минск и выходить из дома после 22:00.
Халип показала журналистам письмо от мужа, прошедшее через тюремную цензуру, и рассказала, что муж часто присылает ей сказки для сына — истории о двух мышах-героях, которые воюют с гигантской злой крысой. «По-моему, аллюзии очевидны», — заметила она.
Между тем на параде присутствовал 6-летний сын Лукашенко Коля. «Появления ребенка на государственных мероприятиях и намеки Лукашенко, что он растит из него своего преемника, в глазах многих белорусов — признаки того, что лидер крайне оторван от реальности. Уважение к Лукашенко уже переродилось в массовое отвращение; режим опасается, что недовольные экономическим положением присоединятся к тем, кто недоволен политической системой, и акции протеста станет невозможно разогнать», — говорится в статье.
Источник: Independent
***