Изменения, которые произошли в России за последние 15 лет, стали причиной огромного желания россиян жить лучше. Несмотря на свое несовершенство, демократические реформы все же пустили корни в России, и теперь у нас есть двухпалатный парламент и всенародно избранный президент. У нас многопартийная система, и мы декларируем терпимость к плюрализму политических взглядов и убеждений.

Российская экономика построена на рыночных ценах и частной собственности. Россия по собственному желанию вывела все свои войска из Восточной и Центральной Европы, российское ядерное оружие больше не нацелено на Запад. Мы оказываем посильную помощь Организации Объединенных Наций в войне против терроризма, и вряд ли найдется такой человек, у которого повернется язык принизить значение российско-американского сотрудничества в Афганистане.

У себя дома Россия в скором времени достигнет высоких темпов экономического роста. После экономического кризиса 1998 г. рост экономики на протяжении последних лет характеризуется завидным постоянством. В 2003 г. рост валового внутреннего продукта составил более 7%. Итоги первого квартала 2004 г. подтверждают наличие этих положительных тенденций: рост валового внутреннего продукта превысил 8-процентный барьер, а количество инвестиций выросло сразу на 13%, в то время, как уровень инфляции был самым низким за всю российскую историю и составил не более 3,5%. Реальные доходы населения выросли на 13,9%, чистая утечка капитала в свою очередь не превысила 200 миллионов долларов США.

Было бы неправильным приписывать все эти успехи высоким ценам на нефть и другие природные ресурсы на международных рынках. Для того чтобы развить первоначальный успех, нам нужно решить великое множество проблем, наиболее важной из которых представляется необходимость создания свободного частного предпринимательства. Если мы преуспеем в этом, то у России есть все шансы для того, чтобы завершить исторические экономические реформы, начатые в начале 90-х.

Не меньшее значение имеет и политическая стабильность. Во времена президента Бориса Ельцина исполнительная ветвь власти зачастую не могла проводить необходимые, но непопулярные у населения реформы. Россияне с высокой долей подозрения относились к действиям своих руководителей, и это недоверие лишь усилилось после предоставления привилегий так называемым олигархам. Однако сейчас российские предприниматели уже не страдают от известной им по прошлым временам финансовой нестабильности, вызванной теми или иными политическими интригами или же кризисами на фондовом рынке.

На Западе очень много говорят о контроле над средствами массовой информации со стороны государства, а также о махинациях с избирательными бюллетенями, имевших место на последних выборах в России. Тем не менее, избирательная кампания Владимира Путина основывалась на том же самом слогане, который использовался в 1980 г. во время переизбрания президента Рональда Рейгана: сейчас вам живется лучше, чем четыре года назад?

Ввиду того, что ответом на этот вопрос будет единогласное «да», можно предположить, что российские избиратели не смогли найти Владимиру Путину сколько бы то ни было значимой альтернативы. Даже по самым скромным подсчетам валовой годовой доход каждого россиянина в первый срок пребывания Владимира Путина на посту президента России вырос в среднем на 10%. В 2003 г. рост этого показателя составил уже 17%. Поэтому, да, у россиян есть достаточно веские основания для поддержки своего президента.

Наиболее важный вопрос заключается в следующем: сможет ли дух свободы победить в моей стране? Я верю в то, что сможет, и поражение российского либерально-демократического движения во время последних парламентских выборов вовсе не означает исчезновения демократических ценностей. Эти ценности в конечном счете будут преобладать в российском обществе, но для этого потребуется появление новых лидеров, которые не будут зациклены на грызне, происходящей ежедневно в политических кругах, и будут меньше озабочены своей репутацией в глазах общественности и личным благосостоянием.

Дело «ЮКОСа» стало неотъемлемой частью публикаций о путинской России. Лично я не считаю, что каждая попытка применения российского законодательства должна рассматриваться в качестве признака того, что страна возвращается к авторитаризму. В нашей стране действительно господствовало беззаконие на протяжении 70 лет коммунистической диктатуры. Начиная с 1991 г., началось постепенное строительство демократических институтов власти.

Эти новые институты далеки от совершенства, но, по крайней мере, они существуют и осуществляют свои полномочия. Все это наводит меня на мысль о том, что Михаилу Ходорковскому, главе нефтяной компании «ЮКОС», обвиняемому в мошенничестве и растрате государственных средств, будет предоставлен шанс защищать себя посредством открытого и справедливого судебного разбирательства.

Крупные корпорации в России пока не выполнили своих обязательств, данных обществу на заре приватизации. Если российские олигархи не сдержат своего слова и не отдадут сполна долг российскому народу, их по-прежнему будут презирать, при этом усилится движение в поддержу того, чтобы отменить результаты незаконных сделок с государственными активами, на которых основаны их состояния.

Предприниматели обязаны регулярно платить налоги, поддерживать благотворительность и социальные программы, они не должны пытаться оказывать давление на государственные и законотворческие процессы при помощи коррупционных методов. Когда все это получит реальное воплощение, мы достигнем процветания, которое может стать прелюдией к принятию населением демократических ценностей.

Александр Лебедев

The Boston Globe 03 июня 2004

ИноСМИ.Ru

03 июня 2004, 14:00

ИноСМИ.Ru

*