Financial Times публикует статью о растущей мощи Китая. Автор задает вопрос: что будет делать мир, когда Китай станет крупнейшей в мире экономической державой? Ответ нам это мы узнаем уже скоро – МВФ считает, что это произойдет через пять лет. Журнал Economist думает, что это будет чуть позже, в 2019 году.

Так или иначе, этот момент не за горами. И тогда всем придется задуматься о том, что значит быть сверхдержавой.

За последние сто лет все привыкли к тому, что самая могущественная страна мира также является страной с самым богатым населением. Но с Китаем все по-другому. Китай одновременно богаче и беднее стран Запада.

Запасы иностранной валюты Пекина огромны, но средний китаец по-прежнему в 10 раз беднее среднего американца. Один этот факт означает, что когда экономика Китая станет крупнейшей в мире, Китай не станет самой могущественной державой.

Кроме того, военная мощь США несравнимо больше. Культурное влияние США также глобально.

Тем не менее, хотя экономическая и политическая мощь – вещи разные, они зависят друг от друга.

Стремительный рост Китая ставит в сложное положение его соседей. Япония, Южная Корея и Австралия оказались в странном положении: их экономические интересы не совпадают с интересами стратегическими. Их основной торговый партнер – Китай, а основной стратегический партнер – США.

Однако, продолжает автор статьи в Financial Times, в какой-то момент в самом Китае наступит кризис. Экономика страны не может вечно расти на 8% или 10% в год. Перед КНР стоят серьезнейшие демографические и экологические проблемы. Кроме того, авторитаризм Китая выглядит все более и более необычно в современном мире, чему свидетельство — паническая реакция Пекина на восстания в арабских странах.

Дебаты о том, что ждет Китай в будущем, становятся все более и более политизированными. Одни убеждены, что Китай становится сверхдержавой. Другие так же непоколебимо убеждены в том, что эта страна нестабильная.

На самом деле правы и те, и другие, констатирует FT: Китай будет необычной сверхдержавой.

bbcrussian.com

*