В Россию впервые приехала германская группа Kraftwerk. Российская часть мирового турне легендарных основоположников электронной музыки включает в себя два концерта: в Санкт-Петербурге и в Москве. После аншлага в Санкт-Петербурге германские музыканты прибыли поездом в российскую столицу, где накануне выступления в Лужниках, впервые за последние 23 года согласились дать пресс-конференцию.

Строго говоря, пресс-конференций у Kraftwerk было хоть отбавляй. Вот только незадача: представители прессы лицезрели лишь стилизованные под роботов манекены участников группы, которым и предлагалось задать безответные вопросы. В результате журналисты уходили восвояси ни с чем.

«Мы — роботы», — звучали с винила голоса Kraftwerk, искаженные вокодером и электронными фильтрами, и кое-кто из легковерных фанатов 70-х действительно верил в то, что гениальные немецкие ученые, наконец, научили петь роботов.

Музыканты поначалу не только не разубеждали простаков, но и всячески подогревали подобные слухи, создавая миф за мифом. Одновременно на двух концертных площадках города могли проходить выступления группы. Однако было не ясно, где играет реальная группа, замаскированная под роботов, а где механические куклы двигают над клавишами конечностями и отрывают под фонограмму стальные рты, управляемые с компьютеров.

Верные своей эксцентричной манере поведения, участники Kraftwerk (в переводе на русский — «электростанция»), в качестве места проведения московской пресс-конференции выбрали музей космонавтики, что около Всероссийского выставочного центра. Скафандры, спутники, пилотируемые космические аппараты были призваны поддерживать характерную атмосферу мероприятия.

Обычные люди

Легендарные манекены на сцене конференц-зала уже поджидали журналистов, но знаменитые немцы появились «живьем», и каждый из них занял место строго перед собственным изображением.

Из легендарного состава, потрясшего в свое время мир, сейчас остались лишь двое — Ральф Хюттер и Флориан Шнайдер. Впрочем, эта пара всегда и была костяком группы и бессменным генератором идей. На вид — обычные люди, не пижоны. На Флориане Шнайдере — мятый старомодный плащ и такого же сорта шляпа. Увидишь такого, выходящим из заводской проходной провинциального российского города — не удивишься.

Общаться с прессой взялся крестный отец Kraftwerk Ральф Хюттер. «Наш язык и средство коммуникации — наша музыка, поэтому мы и не любим общаться с журналистами», — заявил основатель группы.

Велосипед как источник вдохновения

Отвечая на вопросы Русской службы Би-би-си, Хюттер рассказал, что черпает свое творческое вдохновение в велосипедных прогулках. «Мы заядлые велосипедисты уже более тридцати лет, со времени записи нашего альбома «Человек-машина». Тогда мы открыли для себя гармонию между человеческим и технологическим аспектом жизни», — сказал он.

«Управление велосипедом — это воплощение физических возможностей человека плюс надежность и совершенство машины. Наша музыка — то же самое: гармония между творцом и техническими возможностями музыкальной аппаратуры», — отметил музыкант.

«Последний альбом Kraftwerk — Tour de France — в полной степени отражает наше увлечение. В нем есть различные звуки, которые сопровождают велосипедную прогулку, есть звуки, возникающие внутри человека: биение сердца, дыхание, какие-то шорохи. Есть просто тишина, поскольку, когда велосипедная прогулка проходит безукоризненно, то не слышно никаких звуков. Именно такая тишина нас окрыляет вне студий и концертных площадок», — признался Ральф Хюттер.

В рамках нынешнего мирового турне своего последнего велосипедного альбома Tour de France, после Москвы Kraftwerk посетят Японию и Америку. Однако, как сообщили организаторы московского концерта группы, Kraftwerk выразили желание устроить им в будущем гастроли по всей России, где они обязуются отыграть 20 концертов.

Дмитрий Келешьян

Би-би-си, Москва

02 июня 2004 г., 19:46 GMT 23:46 MCK

Би-би-си

*