Голландская кинематографистка, специалист по «женским» темам, и не думала превращать мемуары Евгении Гинзбург в политический фильм. Но как отделить «крутой маршрут» одной судьбы от миллионов других трагических биографий?

Уже один факт экранизации одного из центральных произведений советской «лагерной» литературы, заслуживает похвалы и внимания. ГУЛАГ — тема в кинематографе мало востребованная. На Западе еще не было фильмов о советских исправительно-трудовых лагерях, по крайней мере художественных, размышляет режиссер фильма «Внутри вихря», известная голландская кинематографистка и лауреат «Оскара» Марлен Горрис. Больше полувека прошло уже после смерти Сталина, но ни коммунистическая партия, ни КГБ так и не извинились перед погубленными поколениями. Да и в сегодняшней России Сталина некоторые почитают наравне с Александром Невским и Столыпиным.

Без России

Марлен Горрис честно попыталась вовлечь Россию в экранизацию «Крутого маршрута». Но у нее из этого ничего не вышло. В России Горрис провела, по ее рассказам, бесплодные выходные, тщетно дожидаясь прибытия своего продюсера, которого в это время «держали из-за каких-то пустяков на границе». А потом голландка решила, «что от российских властей, если с ними придется вступать в контакт, помощи будет ждать бесполезно», и, не испытывая дальше судьбу, свернула поиски партнеров в России. Фильм снимали в Германии и Польше, на немецкие деньги, с польской съемочной группой и известными британскими и немецкими актерами в главных ролях.

Британская актриса Эмили Уотсон бесподобно справилась с ролью Евгении, которую из страшного затишья перед бурей вырвал ураган политических репрессий, сбросил в каменный мешок политизолятора, в беспощадную колымскую тайгу.

А один немецкий рецензент даже назвал в порыве разочарования экранизацию «Крутого маршрута» «Доктором Живаго» для бедных». Фильму действительно не хватает пронзительности.

Подробнее: DW-WORLD.DE

DW-WORLD.DE

***