История акцизов на алкоголь в России обнажает одну из ключевых помех для борьбы с алкоголизмом: это зависимость самого Кремля от доходов с алкоголя, сорвавшая все предыдущие попытки отучить россиян от пьянства.

By MARK LAWRENCE SCHRAD

Published: April 16, 2011

Пытаясь одновременно снизить астрономический процент алкоголиков и бюджетный дефицит, Россия недавно объявила, что в ближайшие три года повысит вчетверо акцизы на свой извечный порок — водку, пишет в The New York Times Марк Лоренс Шред, политолог из университета Вилланова (Пенсильвания).

Но история акцизов на алкоголь в России обнажает одну из ключевых помех для борьбы с алкоголизмом, считает автор. «Это зависимость самого Кремля от доходов с алкоголя, сорвавшая все предыдущие попытки отучить россиян от пьянства», — утверждает он.

Начиная еще со средневековья российские власти взимают акцизы с алкоголя, чтобы умерить пьянство, утверждает автор. Но «в России спрос на водку сохраняется даже после роста цен, и у государства всегда есть соблазн повысить налоги и наполнить казну под политическим предлогом удорожания водки. Между тем одно правительство за другим предпринимало следующий логический шаг — начинало поощрять пьянство ради увеличения доходов», — пишет он.

Так, Николай Чернышевский заявлял, что государство принесло честь страны и справедливость в жертву системе акцизов на водку. «За такую критику Чернышевского сослали в Сибирь. Но его ученик-революционер, Ленин, подхватил аргумент Чернышевского и в первые годы существования СССР водку запретил», — утверждает автор. Однако Сталин заявил: лучше уж торговля водкой, чем иго иностранного капитализма. По данным автора, при Горбачеве «налоги на водку составляли целую четверть бюджета СССР», и, когда в 1985 году продажа водки была ограничена, доходы государства сильно сократились.

Президент Медведев предпочитает поэтапную борьбу с алкоголизмом — просветительскую работу и ограничения рекламы, продолжает Шред. «Но предложенное четырехкратное повышение акцизов на водку теперь рискует сорвать постепенный прогресс и вернуть страну не только к политике с авторитарным уклоном, но и к традиционной привязке госказны к водочной бутылке».

Между тем, судя по прошлому опыту, повышение цен на легальный алкоголь заставит россиян пить опасный самогон и «токсичные заменители типа одеколона, сапожной ваксы и даже авиационного керосина», пишет автор. Именно по этим причинам против роста акцизов недавно высказался Путин.

Единственное реальное решение проблемы — повышение расходов на здравоохранение, а также на реабилитацию алкоголиков, плюс постепенные изменения в ценообразовании вместо радикальных, рекомендует автор. Кремль «должен признать, что у него тоже есть проблемы с алкоголем, и не заставлять российскую казну зависеть от беды граждан».

Источник: The New York Times

18 апреля 2011 г. | 12:47

Марк Лоренс Шред | The New York Times

InoPressa.ru ссылка на статью

***