Людмила Улицкая: почему я не боюсь Владимира Путина
Сегодняшнее положение вещей в России вызывает у писательницы ощущение, что «страна стоит на пороге гражданской войны». «Наше общество после стольких лет деспотизма только-только начало преодолевать страх. Российский народ снова охвачен страхом».
Photograph: Alex Sturrock for the Observer
Она «не любит привлекать внимание к своей персоне», держится «скромно», «говорит, не повышая голоса», «не считает себя исключительной», но при этом «является одним из выдающихся романистов сегодняшней России и передовой защитницей свободы слова», пишет The Observer о Людмиле Улицкой. Корреспондент лондонского издания поговорил с писательницей не столько о литературе, сколько о ситуации в стране.
«Я не боюсь. В сравнении с эпохой Сталина наше сегодняшнее правительство — котенок с мягкими лапками, — утверждает Улицкая. — С другой стороны, Ходорковский, я думаю, сидит в тюрьме потому, что общество в целом настолько напугано, что никто не выступил в его защиту… Ни у кого не хватило смелости заступиться за него, и это меня огорчает. Меня расстраивает потеря чувства собственного достоинства, потому что наше общество после стольких лет деспотизма только-только начало преодолевать страх. Российский народ снова охвачен страхом».
Экс-главу ЮКОСа Улицкая считает политзаключенным и «абсолютно убеждена в абсурдности всех обвинений». В 2008 году у них завязалась переписка, которую The Observer ставит в один ряд с произведениями Солженицына и Шаламова. В процессе выяснилось, что у Улицкой, дочери ученых и внучки репрессированных с «врожденным недоверием к властям», и Ходорковского, сына рабочих, в прошлом — преданного члена Комсомола, больше точек соприкосновения, чем ей казалось прежде. «Я много путешествовала по России и постоянно натыкалась на различные следы его благотворительности. Он тратил много денег на образование, устраивал детские дома, оснащал школы самым современным компьютерным оборудованием. Я поддерживаю Ходорковского, основываясь главным образом на том, сколько денег он потратил на благотворительные нужды».
«В России огромный зазор между богатыми и бедными… Это порождает сильнейшее недовольство, особенно когда люди демонстрируют свой достаток — всеми этими мехами и брюликами», — говорит Улицкая. Сегодняшнее положение вещей вызывает у нее ощущение, что «страна стоит на пороге гражданской войны», и заставляет «надеяться, что следующее поколение будет более образованным и станет тратить деньги с большим умом и милосердием».
«Я вообще не большой фанат властей, — продолжает она. — Будем говорить начистоту, президенты и лидеры — не гении. Были бы они гениями, реализовались бы в других сферах, не в политике. Мое впечатление от Путина как от личности состоит в том, что он довольно инфантильный, не очень зрелый, и все, что про него показывают по государственным каналам, — это как он покоряет Эверест, сражается с тигром и тушит пожар. Эти игры в мачо — какое-то посмешище. Но если оценивать Владимира Путина как политика, у меня следующие претензии: наша страна в ужасающем состоянии. Школы и больницы не получают достаточного финансирования, пенсионеры на грани нищеты, положение дел в нашей армии отвратительное. Военнослужащие недоедают и живут в антисанитарных условиях». Несмотря на все сказанное, в будущее Улицкая смотрит «с огромным интересом»: «Я одна из тех, кто просто наслаждается жизнью».
Источник: The Observer
18 апреля 2011 г. | 15:08
Элизабет Дэй | The Observer
***