Вашингтон и Москва вместе отмечают 50-летие первого полета человека в космос, но в 1961 году, когда освоение космоса было ставкой в борьбе за политическое превосходство, две сверхдержавы были врагами, а Юрий Гагарин — лишь пешкой в их игре.

Вашингтон и Москва вместе отмечают 50-летие первого полета человека в космос, но в апреле 1961 года, когда освоение космоса было ставкой в борьбе за политическое превосходство, две сверхдержавы были врагами, а Юрий Гагарин — лишь пешкой в их игре, пишет Le Figaro.

«Долгое время СССР скрывал сложности, возникшие во время первого полета человека в космос. Гагарин оказался на орбите в 100 км от расчетной точки. При возвращении за десять минут до входа в атмосферу корабль стал вращаться с чудовищной скоростью — один оборот в секунду, а при соприкосновении с плотными слоями провода загорелись. В иллюминатор Гагарин видел, как плавится обшивка корпуса. С грехом пополам космонавт приземлился под Саратовом, в 400 км от намеченного места. Чтобы подвиг был признан международным космическим сообществом, Москва долгое время утверждала, что Гагарин приземлился вместе с капсулой, — пишет корреспондент, — хотя в действительности он катапультировался на 7-километровой высоте и приземлился на парашюте». Для Кремля, прекрасно знавшего о технических проблемах «Востока», эти детали были второстепенными, главным было опередить Америку, уже готовившуюся отправить в космос пилотируемый корабль Mercury.

Россия узнавала об этих тайнах и обманах постепенно, начиная с момента падения Берлинской стены. В воскресенье российские власти рассекретили очередную порцию документов, подтверждающих, что Гагарин погиб в результате крушения МиГа, говорится в статье.

Сегодня на российской космической базе в Байконуре сохраняется первопроходческий настрой и параноидальное отношение к иностранным посетителям, однако сам город так и не оправился от распада СССР, свидетельствует Пьер Авриль. Портрет Гагарина по-прежнему висит над гостиницей «Центральная» на площади Ленина, однако высокие гости его не замечают, предпочитая останавливаться в менее советском «Спутнике». Студенты Московского авиационного института на проспекте Гагарина, в основном казахи, мечтают работать в банке, где зарплата в три раза выше, чем в космической отрасли. «В советские времена все завидовали нашему космическому опыту, но мы не сумели создать систему поощрения профессии космонавта, особенно в материальном плане. Увы, эта годовщина обязывает нас признать наше отставание, главным образом от таких стран, как Китай и Индия», — сокрушается директор института Юрий Геннадьевич. Издание напоминает о череде неудач, постигших Роскосмос за последнее время: в декабре состоялся неудачный запуск трех спутников «Глонасс», юбилейный полет «Союза» 5 апреля тоже мог не состояться.

По случаю юбилея Владимир Путин обещает дать космической индустрии новый старт: премьер-министр объявил о строительстве нового космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке и заявил, что Россия может увеличить число запусков на 5-10%. И хотя эти заявления кажутся специалистам запоздалыми и вызывают множество вопросов, все равно сегодня легенда о Гагарине жива, а люди космоса не собираются отказываться от своей мечты, заключает журналист.

Источник: Le Figaro

12 апреля 2011 г. | 12:42

Пьер Авриль | Le Figaro

InoPressa.ru ссылка на статью

*