Хорошие дороги в России стоят 40 руб./литр АИ-95
Плохие дороги уже давно считаются неотъемлемой особенностью России, такой же, как медведи, матрешки и водка. Потребности в финансировании автомобильных дорог – 1,3 трлн руб. на новое строительство (3% ВВП) и около 1,0 трлн руб. на содержание.
В 2009 году на все вместе (по разделу «Дорожное хозяйство») фактически было выделено 602 млрд рублей, в 2010 году – 645 млрд, что составляет 25-30% от необходимого минимума.
Недостаточность нынешнего уровня расходов на дорожную сеть сомнений не вызывает. Кто же должен платить за развитие дорожной инфраструктуры?
Сегодняшняя практика основывается на том, что целевые налоги и сборы (транспортный налог, акцизы на бензин и дизельное топливо и т.д.) не покрывают и половины соответствующих расходов консолидированного бюджета РФ. «Целевые налоги и сборы» – понятие условное, поскольку Бюджетный кодекс целевых налогов не предусматривает, но для удобства мы будем пользоваться этим термином. Итак, доля целевых налогов и сборов в финансировании расходов на дорожное хозяйство в прошлом году составила 45%, что уже неплохо, поскольку год назад она была 37,5%.
Если обратиться к европейскому опыту, то «радикальных» вариантов немного, и большинство стран применяет смешанную схему. Классический пример страны с «бесплатными» дорогами (но развитой системой сравнительно честного отъема средств у граждан на их содержание и развитие) – Германия. Реализуется немецкая схема, в первую очередь, через акцизы на моторное топливо, а во-вторых, через систему платного проезда по дорогам для грузовиков.
Акцизы на бензин и дизельное топливо привлекательны тем, что позволяют собирать «дань» в зависимости от объемов пользования благом, т.е. проезда по дорогам общего пользования, а также от загрязнения окружающей среды. Для грузовиков, которые разрушают дорожное полотно интенсивнее, вводится дополнительный сбор, который может быть реализован как через GPS-трекинг (в Германии, Франции), так и простой системой талонов на различные периоды времени (Австрия, Швейцария). Вместе это дает относительно справедливое распределение сборов среди пользователей автодорог, зависящее как от дистанции проезда, так и от негативного воздействия на дороги.
Платные дороги – самый простой инструмент децентрализованного финансирования инфраструктуры, когда каждый элемент (участок дороги, тоннель, мост) окупается за счет сборов с непосредственных пользователей. Во Франции и Италии от 9% до 13% целевых доходов от пользователей дорог приходится именно на плату за проезд. Сравнительное преимущество в российских условиях – сначала появляется дорога, потом с вас берут за нее плату. Централизованные схемы финансирования (налоги на транспортные средства и пошлины за их регистрацию, акцизы на топливо, талоны) предполагают, что сначала пользователь платит, затем (на его деньги!) появляются хорошие дороги. Разумеется, в нашей стране к централизованным схемам существовало и будет существовать определенное недоверие (зачастую оправданное).
Подробнее: Финам.инфо
*