17 марта 1962 года на космодроме «Байконур» был произведен успешный пуск ракеты-носителя с аппаратом ДС-2 (он же «Космос-1») – первым советским серийным спутником наблюдения, выпущенным в Куйбышеве.

Первый советский спутник-фоторазведчик был изготовлен еще до полета Гагарина на заводе № 88 в подмосковном городе Подлипки (ныне город Королёв). После его испытаний руководством страны был сразу же поставлен вопрос о серийном производстве таких объектов. Поскольку малые мощности завода № 88 не позволяли организовать их массовый выпуск, Совет Министров СССР своим постановлением № 470-174 от 13 мая 1961 года передал все работы по изготовлению объектов «Зенит-2» и ракет-носителей из Подлипок в ведение завода № 1 Куйбышевского Совета народного хозяйства (впоследствии завод «Прогресс»). При этом конструкторское сопровождение объектов поручалось куйбышевскому филиалу № 3 ОКБ-1 (впоследствии предприятие ЦСКБ).

Вскоре было принято дополнительное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 963-124 от 31 июля 1961 года «Об обеспечении серийного выпуска объектов «Зенит-2» и носителей к ним». Согласно этому документу, Куйбышевский совнархоз и завод № 1 обязывались в 1961-1962 годах выпустить четыре спутника-разведчика, по одному в декабре 1961 года, в марте, апреле и мае 1962 года. Далее в постановлении давались конкретные поручения СНХ РСФСР, Госплану РСФСР и другим министерствам и ведомствам по снабжению завода № 1 комплектующей аппаратурой и оборудованием, гарантирующие сроки изготовления объектов.

В течение второй половины 1961 года куйбышевские предприятия вели подготовку к серийному производству «Зенита-2» и изделия 8А92 (такой шифр в документации имела ракета-носитель для этого объекта). Была изготовлена необходимая оснастка, развернуто наземное оборудование для испытаний объектов, подготовлена барокамера. Изготовление деталей и узлов для первого объекта, имевшего по ведомости общей сборки (ВОС) порядковый номер 7, было завершено к концу 1961 года. Однако полностью собрать объект и передать его на наземные испытания в установленные сроки не удалось из-за отсутствия ряда комплектующих изделий, вовремя не поставленных смежными предприятиями. Поэтому было решено сначала произвести запуск первого объекта «Зенит-2», изготовленного на опытном заводе № 88 в Подлипках, а не в Куйбышеве, как это вначале предполагалась.

Ракету-носитель в модификации 8А92 для этого спутника, как обычно, изготовили на заводе № 1. Ее пуск с «Зенитом-2» на борту был произведен 11 декабря 1961 года. Но если первые две ступени ракеты, вышедшие из куйбышевских цехов, полностью справились со своей задачей, то при включении третьей ступени произошла авария. На участке работы блока Е, изготовленного на заводе № 88, произошел сбой в работе двигателя – прогорели газопроводы, идущие от газогенератора к турбонасосному агрегату. В результате на 407-й секунде полета сработала система аварийного подрыва, после чего обломки ракеты и спутника упали в Якутии, в 100 километрах севернее города Вилюйска. Теперь успех всего проекта зависел только от объектов Куйбышевского производства.

Сейчас можно сказать, что задача постоянного присутствия российских средств наблюдения на околоземной орбите была решена в результате успешного пуска спутника, целиком изготовленного в Куйбышеве. Он состоялся 17 марта 1962 года. Это был опытный образец, в технической документации получивший название ДС-2, а в открытой печати — «Космос-1». Через несколько дней после этого старта на орбиту были также выведены «Космос-2» и «Космос-3». Первые три полета «Космосов» носили целиком испытательный характер и имели своей целью отработку деятельности новой модификации ракеты-носителя, так как после декабрьской аварии 1961 года проводилась углубленная проверка всех систем.

А наблюдение и фотографирование земной поверхности с орбиты начал аппарат «Космос-4», выведенный на орбиту 26 апреля 1962 года. Основную часть своего задания (проверку действия фотоаппаратуры в условиях космического пространства) аппарат выполнил, хотя его полет тоже не обошелся без неполадок. Уже после выхода объекта на орбиту по причине стравливания воздуха из баллонов через клапан дренажа произошел отказ основной системы ориентации, из-за чего спускаемый аппарат был возвращен на Землю через трое суток. И хотя часть полета «Космоса-4» проходила практически в неориентированном режиме, в результате его работы все же удалось получить немало великолепных снимков земной поверхности, в том числе и территории государств — членов НАТО.

Самара today

*