4 марта 1863 года 60 купцов Самары на общем собрании попросили «…1 гильдии купеческого брата Емельяна Николаевича Шихобалова» взять на себя труды по переносу церкви со старого (Покровского) на новое кладбище (Всесвятское). Емельян Николаевич отнесся в возложенному на него поручению в высшей степени добросовестно.

Он осмотрел старую церковь и пришел к выводу, что переносить ее нет смысла: ветхая. К тому же, по высочайше утвержденному плану Самары, на новом кладбище должна быть каменная церковь. Но когда он ознакомился с местом, где надлежало поставить храм, то нашел его непригодным. Грунт не очень хорош, фундамент может дать осадку. И, кроме того, на этом низменном месте «…церковь не будет представлять собой той благовидности, которая усваивается при условии строить церковь всегда на более высоких местах и может некоторым образом потерять значение архитектуры при всем старании соблюсти ее».

Несколько месяцев продолжались согласования с Самарской губернской строительной и дорожной комиссией, главным управлением путей сообщения и публичных зданий. В конце концов решение приняли с учетом мнения Емельяна Николаевича, и на новом кладбище поднялся в 1865 году каменный храм во имя Всех Святых. В его строительство вложил большие средства сам Емельян Николаевич и его братья Михей, Матвей и Антон. В 1883 году храм был расширен Емельяном Николаевичем и Антоном Николаевичем за счет пристроя с восточный стороны.

Под сенью этого храма на Всесвятском кладбище были похоронены многие известные жители Самары, в том числе мать писателя Алексея Толстого, мать певца Федора Шаляпина, герой гражданской войны Н.А.Щорс. Но в 1926 году кладбище было закрыто, храм разрушен. На месте этого погоста построили кабельный завод. И только прах Щорса в 1949 году с трудом разыскали и перенесли на новое городское кладбище. От других могил не осталось и следа.

Самара today

*