26 февраля 1939 года в Бутырской тюрьме как враг народа был расстрелян бывший первый секретарь Куйбышевского обкома ВКП (б) П.П.Постышев.

В сталинскую эпоху в каждом регионе страны у руля власти тогда стоял вождь местного масштаба, ответственный за исполнение указаний «сверху». Как это часто бывает, эти люди в своем служебном рвении сплошь и рядом оказывались жестче и бдительнее самого «отца всех народов». Одной из таких фигур 30-х годов и был Павел Петрович Постышев.

Он родился 6 сентября 1887 года в городе Иваново-Вознесенске Владимирской губернии в семье текстильщика. Работать начал в 12 лет учеником красильщика на ситцевой фабрике. В 1904 году вступил в РСДРП, после чего несколько раз подвергался аресту и заключению за революционную деятельность, пока в декабре 1912 года не был отправлен на вечное поселение в Иркутскую губернию. Здесь в феврале 1917 года Постышев встретил весть об отречении от престола Николая II. Во время гражданской войны он прошел путь от командира партизанского отряда до члена военного совета Восточного фронта. В 1923 году Постышев был отозван с Дальнего Востока в распоряжение ЦК ВКП(б) и направлен для продолжения партийной работы на Украину. В течение последующих полутора десятилетий он дослужился до поста второго секретаря компартии Украины, и тогда же был избран секретарем ЦК ВКП(б).

На Украине Постышев снискал зловещую славу. В 1932-1933 годах он выступил инициатором и главным организатором сверхвысоких поставок зерна из села, из-за чего на Украине и в южных районах России вскоре случилась массовая нехватка продовольствия. Непомерные хлебные поборы с крестьян привели тогда к гибели в масштабах всей страны свыше 3 миллионов человек. За допущенные перегибы в начале 1937 года по решению ЦК ВКП(б) Постышева освободили от работы на Украине и направили в Куйбышев на должность первого секретаря обкома ВКП(б)

Бывший полновластный хозяин Украины был откровенно обижен этим карьерным понижением. Данный факт, по мнению историков, стал причиной начатой Постышевым широкой кампании по выявлению врагов народа в Куйбышевской области, необыкновенно жестокой даже по меркам 1937 года. По ряду свидетельств, эта работа с его стороны порой принимала поистине параноидальные формы. В частности, Постышев внимательно изучал через лупу иллюстрации в печатных изданиях, тетради для школьников, этикетки различных товаров и так далее. Каждый факт обнаружения на картинке «происков врага» всегда заканчивался оргвыводами.

Например, в областное управление НКВД от Постышева поступило следующее сообщение: «На фотографии т. Буденного, помещенной на первой полосе газеты «Волжская коммуна» от 20 сентября 1937 года, на его рукаве пятиконечная звезда имеет явно выраженную форму фашистской свастики». По этому заявлению были арестованы фотограф редакции Шелудякова и травильщик цинкографии Сергиевский, который изготовил клише «с контрреволюционным искажением». В ходе следствия и суда Шелудякова была оправдана, а вот травильщик по ст. 111 УК РСФСР (служебная халатность) получил 4 месяца лишения свободы, которые, правда, он к тому моменту уже отбыл в камере СИЗО, и его освободили из-под стражи прямо в зале суда.

Вот другие факты из того же ряда. В середине 1937 года в магазинах Чапаевска и Сызрани вдруг не стало спичек, но проверка показала, что ящики с этим товаром штабелями лежат на складах. Торговые руководители объяснили, что продукция не отгружается в магазины по приказу Постышева, который при изучении спичечной этикетки нашел в линиях на ней отчетливый профиль Троцкого. Затем в августе, перед началом учебного года, в ряд районов перестали поступать школьные тетради. Оказалось, в обкоме посчитали, что портрет Сталина, помещенный на их обложках, проткнут какой-то посторонней линией, словно ножом. Большая партия тетрадей, уже подготовленная для школ, была срочно отправлена в макулатуру. И уж совсем анекдотом стало изъятие из продажи в продовольственных магазинах любительской колбасы. Оказалось, какой-то доброжелатель сообщил Постышеву, что на разрезе колбасы, в ее середине, отчетливо проступают контуры фашистской свастики.

За то время, пока Постышев руководил партийной организацией Куйбышевской области (с июня 1937 по январь 1938 года) только в сельских районах по ст. 58 УК РСФСР было привлечено к уголовной ответственности 210 колхозных бригадиров, 204 председателя колхозов, 117 председателей сельсоветов, 48 агрономов, 43 директора МТС и других руководителей. Всего за это время в нашем регионе органы НКВД арестовали 34540 человек, из них около 5 тысяч было расстреляно.

Столь массовые репрессии, а также масштабные исключения из партийных и комсомольских рядов даже в условиях того времени показались руководству страны неоправданно жестокими. На январском (1938 года) пленуме ЦК ВКП (б) главным был вопрос «О грубых политических ошибках бюро Куйбышевского областного комитета ВКП(б) и его бывшего первого секретаря т. Постышева». Несгибаемый большевик был арестован 21 февраля 1938 года по обвинению во многих тяжких преступлениях, и в первую очередь в «нарушении социалистической законности». После этого он содержался в Бутырской тюрьме и как враг народа был расстрелян 26 февраля 1939 года.

Валерий Ерофеев

Самара today

*