Наталья Васильева прошла "детектор лжи"
Помощник судьи и пресс-атташе Хамовнического районного суда Москвы Наталья Васильева, выступившая с интервью о приговоре Михаилу Ходорковскому, добровольно прошла проверку на «полиграфе».
Независимое исследование инициировала Межрегиональная правозащитная Ассоциация «АГОРА», которая представляет интересы Натальи Васильевой.
— Для меня было принципиально важно доказать всем, что я говорю правду, — отмечает Наталья Васильева. — В ситуации, когда меня публично попытались обвинить в клевете, я решила добровольно пройти исследование на «детекторе лжи». И готова, если потребуется для суда, сделать это снова, чтобы ни у кого не осталось сомнений, что все сказанное мной — правда, никто мне денег не предлагал и не платил, мотив моего поступка — моя гражданская позиция и желание защитить честь судьи Данилкина.
Основные задачи проведения тестирования на полиграфе — выяснить: действительно ли Наталья Васильева по своей инициативе сделала заявление СМИ о приговоре Ходорковскому и Лебедеву; просил ли кто-нибудь ее дать интервью; заплатили ли или обещали ли заплатить Васильевой вознаграждение, действительно ли она уверена, что приговор Ходорковскому и Лебедеву был «написан» в Мосгорсуде, и по какой причине Васильева дала интервью.
Проводилось психофизиологическое тестирование с регистрацией физиологических показателей: дыхания, кожно-гальванической реакции, электро-кожной проводимости, кардиосигнала — на компьютерном полиграфе «Барьер-14».
«Полиграф» показал, что Наталья Васильева самостоятельно устроилась на работу в Хамовнический районный суд Москвы и не платила денег за свое устройство. На однотипные вопросы, просили ли Васильеву дать интервью СМИ о приговоре Ходорковскому и Лебедеву знакомые, муж, друзья, знакомые подсудимых она ответила отрицательно — «детектор лжи» зафиксировал, что она говорит правду. После этого на контрольный вопрос: «Дать информацию СМИ о приговоре Ходорковскому и Лебедеву Вас никто не просил?» помощник судьи Виктора Данилкина дала положительный ответ — прибор зарегистрировал: «Правда».
«Полиграф» подтвердил, что источником дохода в семье Васильевой за последний год является помощь родственников, а единственным источником дохода самой Васильевой — заработная плата. На прямой вопрос: «Вы дали информацию СМИ о приговоре Ходорковскому и Лебедеву, потому что это ваша гражданская позиция?» — ответ «Да» также был подтвержден как правда на полиграфе.
На вопрос: «Вы дали информацию СМИ о приговоре Ходорковскому и Лебедеву, потому что Вам за такую информацию заплатили?» Васильева дала отрицательный ответ, «детектор лжи» зафиксировал правду.
Во время исследования «полиграф» подтвердил, что Васильева дала интервью, чтобы «снять ответственность за приговор» с судьи Виктора Данилкина, чтобы «спасти честь и достоинство Виктора Николаевича». Ответ «да» и зарегистрирована «правда» были на вопросы: «О том, что приговор принесли из Мосгорсуда, Вы узнали от знакомых и коллег» и «Вы точно знаете, что вынести такой приговор Данилкина вынудила вышестоящая инстанция?».
«Детектор лжи» показал, что Васильева говорит правду, ответив «нет» на вопросы «Вы могли бы предоставить недостоверную информацию СМИ?» и «О том, что приговор принесли из Мосгорсуда, Вы придумали сами, чтобы отомстить своему начальнику».
Главный вывод, сделанный на основании психофизиологических реакций, полученных при проведении исследования на «полиграфе»: Наталья Васильева дала интервью о приговоре Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву без чьей-либо просьбы, денег за это не получала; она уверена, что приговор был написан в Мосгорсуде и предоставила информацию в СМИ, чтобы спасти честь и достоинство своего начальника Виктора Данилкина и снять с него ответственность за вынесенный приговор.
— У Натальи есть заболевание сердца, после интервью она находится в стрессовом состоянии, и у нее в связи с этим был однозначный повод отказаться от проведения опроса с использованием «полиграфа», — говорит представитель Васильевой, адвокат, правовой аналитик Ассоциации АГОРА Ирина Хрунова. — При этом она не только не отказалась, но и сама настояла на объемном трехчасовом исследовании. Кроме того, из-за сердца в любой момент во время проверки она могла сообщить специалисту, что чувствует себя плохо и прекратить процедуру. Этим правом она также не воспользовалась.
Сообщил Дмитрий Колбасин,
руководитель отдела информации
Межрегиональной правозащитной Ассоциации «АГОРА»
*