Сюрреализм моды для советских женщин. Джинсы для диктатуры пролетариата
Guardian публикует рецензию на книгу британской писательницы Дьюрдьи Бартлетт об истории моды социалистического лагеря, прекратившего существование 20 лет назад.
После революции 1917 года в России — а после 1945-го и в других странах за железным занавесом — любые наряды были драгоценностью, поскольку их было очень мало, они были лишь случайными субпродуктами идеологического диктата.
В 1976 году, пишет Бартлетт, в СССР «в соответствии с планом девятой пятилетки, предполагавшим увеличение производства товаров народного потребления, появились эти брюки, плохо сшитые из 100-процентного хлопка, ткани под названием «Орбита». Это была 56-я попытка наладить Советском Союзе выпуск джинсов; предыдущие 56 предпринимались с использованием ткани, в которой до 20% приходилось на шерсть.
Один молодой человек признался корреспонденту газеты «Комсомольская правда», что он вынужден покупать западные джинсы на барахолке у ненавистных фарцовщиков — только потому, что качество советских джинсов было настолько ужасающим, что носить их считалось попросту непатриотичным. При этом, подозревает Бартлетт, добычей этого парня вполне могли быть не американские Levi»s по 20-кратной цене, а штаны под маркой Lee Cooper, выпускавшиеся по лицензии в Югославии.
«Власти не намеренно лишали пролетариат хорошей одежды, — продолжает автор. — После революции они постоянно обсуждали, что достойно новой, советской женщины: должна ли она быть «не хуже Парижанки»? или подчеркивать русскую эстетику (и в чем она состоит?)? Должна ли быть одежда геометрически скроена и пошита на фабриках, чтобы минимизировать индивидуальность, или изготовлена вручную — в пику капиталистической эксплуатации трудящихся? Не осуждали ли Маркс и Ленин моду как буржуазное упадничество? На эту тему с удовольствием дискутировали интеллектуалы — и выдавали на-гора конструктивистский дизайн и продукцию в таком количестве, что ее едва хватало на обладателей твердой валюты или блата».
В книжке приводится удивительный пример: стахановка Маруся Макарова со Сталинградского тракторного завода увеличила свою производительность (и заработок) на 900% для того, чтобы получить возможность купить эксклюзивную одежду: «туфли цвета слоновой кости за 180 рублей, крепдешиновое платье за 200 рублей и пальто за 700 рублей» — и власти одобряли этот выбор, особенно когда Маруся надевала все это на официальные приемы.
«Работа Бартлет о коммунистической моде представляет собой сюрреалистическое чтиво, — пишет критик Guardian. — В крупных городах СССР и столицах стран-сателлитов появились женщины, проходившие государственное обучение по высшим стандартам и умевшие изготавливать качественнейшие копии парижских нарядов для частной клиентуры, вооруженные всего лишь потрепанным экземпляром журнала Vogue и рулоном твида, привезенного какой-нибудь торговой делегацией».
*