Этот день в истории края. Нефтепровод через Волгу
18 февраля 1947 года была завершена прокладка первой очереди самого протяженного в то время нефтепровода Зольное–Кряж, по которому нефть Самарской Луки через Волгу пошла на Крекинг-завод, расположенный в поселке Стромилово.
Несмотря на ожесточенные сражения на фронтах Великой Отечественной войны, в 1942-1943 годах в Куйбышевской области усиленными темпами продолжалась разведка новых месторождений нефти, что уже вскоре привело к успеху. В декабре 1943 года сразу в нескольких точках Самарской Луки (у поселков Зольное, Яблоневый овраг и Троекуровка) из древних отложений карбоновой системы ударили новые нефтяные фонтаны, дающие в сутки 150-200 тонн сырья. Академик И.М. Губкин высказать предположение, что на Самарской Луке должны быть нефтеносными не только карбоновые, но и более глубокие девонские горизонты. Эта догадка блестяще подтвердилась 1 июня 1944 года, когда на буровой № 41 в Яблоневом овраге Жигулей на глубине 1522,1 метра бригада мастера В.А. Ракова вскрыла нефтеносные пласты девона. Из скважины ударил мощный фонтан первой в СССР девонской нефти. Когда 9 июня был определен дебит скважины, то оказалось, что в сутки она дает 500 тонн высококачественного «черного золота».
К тому времени уже стало ясно, что Среднее Поволжье, и, в частности, Куйбышевская область, уверенно входит в ряд крупнейших в СССР нефтеносных районов. Цифры добычи сырья на здешних месторождениях стали приближаться к объемам, достигнутым в тот момент в Азербайджане и на Северном Кавказе. С легкой руки журналистов и писателей Волго-Уральский нефтеносный район получил образное название «Второго Баку».
Но в то послевоенное время в Куйбышевской области действовал только один нефтеперерабатывающий завод – Сызранский, мощности которого для переработки углеводородного сырья Самарской Луки было явно недостаточно. Именно поэтому еще в 1944 году ГКО СССР принял решение в срочном порядке строить Крекинг-завод в Куйбышеве с дислокацией его неподалеку от станции Кряж. Возведение предприятия было возложено на Управление Особого Строительства (УОС) НКВД СССР, которое в июле 1944 года для обеспечения объекта рабочей силой организовало на этом месте лагерное отделение на 1500 человек. В числе работавших здесь были и пленные немцы (от 600 до 700 человек). Благодаря неимоверным усилиям лагерников в октябре 1945 года была пущена первая очередь Крекинг-завода (впоследствии — Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода), который сначала работал на нефти, привозимой по Волге танкерами.
После его пуска главной задачей УОС стала прокладка нефтепровода «Зольное – Кряж». Строительство проходило в трудных горных условиях в отрогах Жигулевских гор. В зимнее время тогда здесь стояли сильные морозы (в отдельные дни – ниже 30 градусов). На завершающем этапе строители впервые в области проложили дюкер через Волгу, внутри которого находился нефтепровод. Прокладка первой линии длиной 42,3 километра через всю Самарскую Луку была успешно завершена 18 февраля 1947 года. На тот момент нефтепровод «Зольное — Кряж» был самым протяженным сооружением такого рода в Куйбышевской области, и к тому же возведенным в рекордно короткий срок (1 год и 2 месяца).
*