Космический телескоп Hubble позволяет ученым заглядывать все дальше в космос, а значит, и все дальше в прошлое Вселенной. Но технические возможности этого телескопа почти исчерпаны. Ему на смену придет James Webb.

Cнимок, выполненный телескопом Hubble

Далекая, маленькая, еле видная, но крайне динамичная

Установленная на телескопе Hubble камера сверхдальнего обзора вела в инфракрасном диапазоне съемку одного и того же участка Вселенной на протяжении почти трехсот часов. Только такая выдержка и позволила обнаружить этот космический объект. «Это чрезвычайно слабо светящаяся галактика, да и размерами она в сто с лишним раз уступает Млечному Пути, — говорит один из авторов открытия Гарт Иллингуорт (Garth Illingworth), профессор астрономии Калифорнийского университета в Санта-Круз. — Но она очень динамична. В ней бурно идет процесс формирования новых звезд — вернее, шел. Что там сейчас, нам знать не дано: мы видим эту галактику в том состоянии, в каком она находилась спустя примерно 500 миллионов лет после Большого взрыва. К тому моменту Вселенная успела просуществовать менее 4 процентов своего нынешнего возраста».

Если галактика, сфотографированная телескопом Hubble, действительно удалена от нас на такое расстояние, какое называют профессор Иллингуорт и его коллеги, то это значит, что им удалось обнаружить самый старый космический объект из всех, известных науке на данный момент, а предыдущий «рекорд» перекрыт сразу на 150 миллионов лет.

«Стопроцентной гарантии у нас нет»

Проблема в том, что определение расстояния до таких удаленных объектов, а значит, и их возраста, всегда чревато неточностями. «Мы здесь вплотную подошли к границам технических возможностей телескопа Hubble, — говорит профессор Иллингуорт. — Правда, мы используем этот метод уже много лет, и в большинстве случаев наши данные подтверждались другими наблюдениями. Но случалось и так, что мы попадали впросак. Наши данные не вполне точны, но мы считаем их все же весьма достоверными. Вероятность того, что мы действительно имеем здесь дело с галактикой, насчитывающей лишь 500 миллионов лет после Большого взрыва, я бы оценил процентов в 80-90. Но стопроцентой гарантии у нас, конечно, нет».

Подробнее: DW-WORLD.DE

DW-WORLD.DE

***