"Перестройка" российской полиции (инопресса)
Когда милиционер неотличим от вора, граница между добром и злом стирается. На форумах бушуют дискуссии, как обращаться к сотрудникам переименованной структуры, однако, если российские милиционеры избавятся от клички «мусора», это уже будет успех.
«Если у тебя будут проблемы, никогда не обращайся в милицию», — этот совет, который корреспондент El Mundo Даниэль Утрилья получил по приезде в Россию в 1990-е годы, поначалу показался ему нелепым, однако уже через несколько дней он понял что к чему.
Одетый в серое немногословный российский милиционер обычно предстает отрицательным персонажем, мало напоминающим созданный Голливудом образ доброго, остроумного, циничного и симпатичного американского полицейского, берущего «взятки» исключительно пончиками.
«Сговор с преступным миром, рутинное получение взяток и участие в перестрелках, вымогательствах и дорожно-транспортных происшествиях превратили милиционера посткоммунистической России в одного из персонажей, вызывающих у населения наименьшее доверие», — констатирует Утрилья и добавляет: «Когда милиционер неотличим от вора, граница между добром и злом стирается».
Для выхода из этого лабиринта Россия начала реформу правоохранительных органов, одновременно отказавшись от советской «милиции» в пользу «полиции»: чтобы вернуть уважение к самой презираемой россиянами профессии, все средства хороши, пишет журналист.
Впрочем, «большинство россиян не верит, что 1 марта произойдет какая-то перемена, чудесное превращение грубых милиционеров в ангелов-хранителей, досконально вызубривших закон», отмечает журналист. На форумах бушуют дискуссии о том, как обращаться к сотрудникам переименованной милиции, однако, если они избавятся от клички «мусора», это уже будет успех, считает автор статьи.
О состоянии российской милиции красноречиво свидетельствует история новгородского милиционера Андрея Бунакова, отказавшегося от взятки в 1000 евро. «Российская пресса писала об этом случае как о какой-нибудь сенсации вроде обнаружения в Сибири снежного человека в майке Кристиано Роналдо», — пишет Утрилья.
Инициированная Кремлем реформа наталкивается на стену недоверия, продолжает корреспондент: «Многие считают, что тень милиции приклеится и к новой полиции и не верят в способность людей в форме отказаться от своих привычек и злоупотреблений».
«Пока мне кажется, что реформа задохнулась, потому что ее поручили самой полиции. Орган никогда не в состоянии реформировать сам себя», — приводит издание мнение советника президента России Игоря Юргенса.
Некоторые российские СМИ выпустили в последнее время плакаты, где, как на рекламе средств для похудения, толстому и угрюмому «милиционеру» противопоставляется мускулистый «полицейский» с человеческим лицом, которому для полного слияния с образом доброго полисмена не хватает только сладкого пончика. Среди необходимых характеристик нового сотрудника МВД упоминается «общительность» — как будто вымогательство взятки становится менее болезненным, если сопровождается приятной беседой, иронизирует автор. Несмотря на атлетическое телосложение нового полицейского, в его лице все равно угадываются угловатые черты советского милиционера Данко из фильма «Красная жара», считает журналист.
Источник: El Mundo
14 февраля 2011 г. | 14:54
Даниэль Утрилья | El Mundo
*