Венера еще в древние времена приковывала к себе внимание наших предков: самая яркая звезда, периодически появляющаяся на вечернем или утреннем небе. Сколько поэтов разных времён она вдохновила, сколько трепетных чувств вызвал её зачаровывающий блеск в сознании многих и многих поколений. Неудивительно, что эта звезда в античные времена получила имя богини любви.

Астрономы древности благодаря многолетним наблюдениям смогли понять, что Венера — это планета. Они определили её размеры, оказавшиеся близкими нашей Земле, рассчитали параметры орбиты вокруг Солнца. Наш соотечественник выдающийся учёный Михайло Ломоносов в середине XVIII века впервые увидел в телескоп во время прохождения Венеры по диску Солнца, что у неё есть атмосфера.

Венера в конце XIX — первой половине XX века стала любимой темой для писателей-фантастов, населивших эту планету лесами, морями, разными диковинными животными и разумными существами. Они отправляли на нее земных путешественников, полагая, что там под облаками им будет уютно находиться. Очень сильно они ошиблись! Но для того чтобы понять, что представляет собой на самом деле венерианский мир, потребовалось вступить в космическую эру, научиться запускать в дальний космос автоматические зонды. И первой страной, кто смог это сделать, оказался Советский Союз.

В 50-е годы прошлого века, когда под руководством Сергея Королёва только создавалась межконтинентальная баллистическая ракета «Р-7», конструкторы уже понимали, что у неё может быть хорошая космическая перспектива. Вслед за запуском первого в мире искусственного спутника Земли (4 октября 1957 года) последовал первый старт межпланетной станции к Луне (2 января 1959 года). Для этого потребовалось на двухступенчатую «семёрку» установить третью ступень. А вот для того чтобы отправить в дальний космос межпланетный зонд, у ракеты появилась четвёртая ступень — разгонный блок.

Первой автоматической межпланетной станцией, отправившейся в далёкое космическое путешествие, стала наша «Венера-1». Случилось это событие 12 февраля 1961 года, всего за два месяца до триумфального полёта Юрия Гагарина. До расстояния примерно в 7 миллионов километров от Земли с «Венерой-1» поддерживалась устойчивая связь. Но потом произошёл отказ, управление станцией было потеряно, и она, по расчетам баллистиков, прошла на расстоянии около 100 тысяч километров от Венеры.

В 1965 году очередные попытки достичь соседней планеты оказались более удачными: «Венера-3» после четырёх месяцев перелёта вошла в плотные слои атмосферы, доказав возможность проведения прямых исследований этой планеты. На борту станции находился специальный вымпел, подтверждающий место происхождения искусственного аппарата. Как полагали специалисты, этот вымпел невредимым должен был упасть на поверхность Венеры.

Осенью 1967 года впервые в мире спускаемый аппарат станции «Венера-4» совершил парашютный спуск в атмосфере Венеры, были получены первые данные инструментальных наблюдений состава атмосферы, её параметров. К удивлению учёных и специалистов, температура и давление нижних слоёв атмосферы Венеры оказались намного больше предполагаемых: спускаемый аппарат, рассчитанный на давление в 25 атмосфер, был, по-видимому, раздавлен, как клещами, ещё на высоте в 15-20 километров от поверхности планеты и сел на грунт уже «мёртвым». Для последующих станций пришлось укреплять конструкцию корпуса спускаемого аппарата, применять устойчивый к высокой температуре материал купола парашюта. И тогда удалось провести зондирование атмосферы Венеры на всю глубину, осуществить мягкую посадку на поверхность планеты и, наконец, понять, что там царит жуткая жара — 5000 С и давление в 100 атмосфер! Вот что такое настоящий «парниковый эффект», причина которого — близость горячего Солнца и углекислый газ, из которого почти целиком состоит атмосфера Венеры.

АМС нового поколения для исследования Венеры и Марса, построенные на универсальной платформе, были более тяжёлыми, имели массу от 4,5 до 5 тонн и запускались уже тяжелой ракетой-носителем «Протон». Они могли нести серьёзный комплекс научных приборов для проведения различных планетарных исследований. Осенью 1975 года впервые в мире спускаемые аппараты АМС «Венера-9» и «Венера-10» передали на Землю телевизионные панорамы поверхности Венеры. А в дальнейшем удалось провести даже химический анализ проб грунта планеты. Были получены уникальные сведения, дающие представление о природе нашей небесной соседки, истории формирования ее рельефа (он оказался сглаженным, по-видимому, от длительного воздействия плотных ветров), о физических и химических особенностях атмосферы.

Одновременно перелётные блоки АМС совершали маневр и выходили на орбиту вокруг Венеры. С помощью установленной на их борту аппаратуры проводились длительные дистанционные исследования планеты. В 1983 году АМС «Венера-15» и «Венера-16» с орбиты выполнили комплекс радиолокационного зондирования поверхности планеты, удалось получить довольно подробную карту рельефа, закрытого плотной атмосферой. Оказалось, что на Венере есть высокие горы, вулканические сопки. Но в целом она более гладкая, чем Земля.

Надо заметить, что и США с Европой внесли свой вклад в исследование Венеры. Так, американская станция «Магеллан» провела с помощью бортового радара картографирование Венеры с высоким разрешением, охватив почти всю её поверхность. Европейская АМС «Венера-Экспресс», запущенная к «Утренней звезде» с помощью нашей ракеты-носителя «Союз-2», вышла на орбиту вокруг Венеры и уже более 4 лет ведёт её исследования.

Интересный эксперимент был проведён в середине 80-х годов, когда наши АМС «Вега-1» и «Вега-2» сначала доставили на Венеру спускаемые аппараты и запустили в атмосферу этой планеты аэростатные зонды (совместная разработка СССР—Франции), а затем, осуществив гравитационный маневр в окрестностях Венеры, отправились навстречу комете Галлея. Тогда, в 1986 году, сразу пять межпланетных зондов (наши две «Веги», две японских АМС и европейский «Джотто») смогли пройти на близком расстоянии от ядра кометы Галлея и впервые получить уникальные сведения о природе этой «небесной странницы».

Венера не раз использовалась в межпланетных миссиях для гравитационных маневров. Так было, когда американская станция «Галилео», прежде чем отправиться к Юпитеру, сначала обогнула Венеру, получив нужное ускорение для достижения намеченной цели. Аналогичные неоднократные маневры выполнила АМС «Мессенджер» для того, чтобы в конце своего пути прибыть к ближайшей к Солнцу планете Меркурий и выйти на его орбиту.

В планах России Венера остаётся важным объектом для исследований. После довольно долгого перерыва через несколько лет к ней будет запущена АМС «Венера-Д». Это новый проект, построенный на современных технологиях. Предполагается создать долгоживущую станцию на поверхности Венеры, что является крайне сложной задачей при тех адских условиях, которые там существуют. Тем не менее разгадка тайн «Утренней звезды» продолжается.

По материалам http://www.lpgzt.ru/aticle/14367.htm

Роскосмос ссылка на статью

*