В Подмосковье участковые занялись составлением подробных досье на граждан. Милицию интересует все: от сексуальной ориентации и клички любимой собаки до политических и религиозных взглядов. Граждане такую информацию рады предоставить. Особенно, если она касается соседей.

ГУВД Московской области провело эксперимент: всем участковым было предписано составить подробнейшее досье на граждан, пользуясь специально составленной анкетой. Образцы рапортов подмосковных участковых попали в распоряжение правозащитного движения «Сопротивления». На сайте организации 3 февраля было вывешано два таких рапорта — один на неработающего пенсионера, другой — на генреального директора логистической фирмы. Состав анкеты и уровень детализации собранных сведений поражает. Участковые узнали все: от любимой марки сигарет «отработанных» граждан до сексуальной ориентации и политических пристрастий. У опрашиваемых собирали сведения о подозрительных соседях, а у соседей, свою очередь, собирали сведения об опрашиваемых. И все, судя по ответам, рассказали друг о друге массу интересного.

Вот что рассказал пенсионер: «В кв. 26 с недавнего времени снимает жилплощадь семья в количестве 5 человек, уроженцы Р. Узбекистан. В кв. 34 проживает молодой человек по имени Андрей. К нему часто приходят подозрительные лица, приносят большие сумки, возможно последний занимается скупкой краденого имущества. В кв. 12 проживает семья из 4-х человек: родители часто задерживаются на работе, оба их сына близнецы Сергей и Денис, 16 лет. Подростки предоставлены сами себе, учатся в школе № 12 в 9 классе, имеют в пользовании старый мотоцикл, постоянно пропадают в гараже, расположенном во дворе дома, куда часто приходят молодые люди и девушки, подростки употребляют спиртные напитки, курят. Все они одеваются в одежду черного цвета с розовыми элементам, имеют яркий макияж». В ответ соседи этого пенсинера с радостью рассказали, что он паркует свою «пятерку» на газон.

Честно признаюсь: Ответы пугают меня больше, чем вопросы. Ведь на самом деле ничто не мешало тем людям не отвечать на вопросы участкового, или отвечать хотя бы чуть менее развернуто. В Конституции есть статья, защищающая неприкосновенность частной жизни. Там сказано, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». Это означает в частности, что никто не может собирать, хранить и распространять личную информацию о гражданине без его согласия. 137 статья уголовного кодекса РФ предусматривает наказание за незаконный сбор «или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации». Мера пресечения для лица, использующего для сбора информации свое служебное положение, строже, чем в других случаях: штраф от 100 до 300 тыс рублей, лишение права занимать определенные должности на срок от 2 до 5 лет, арест на 4-6 месяцев или лишение свободы на 1-3 года.

Однако россиянам, кажется, нравится добровольно «распространять личную информацию», особенно если эта информация касается других людей. С чего пенсионер решил, что дети из квартиры 12 принадлежат сами себе? Насколько остальные его «подозрения» имеют под собой почву? Почему так просто люди делают выводы и очерняют слабо знакомых людей? И главное, чего ждать дальше? Может, к каждым родителям, которых заподозрили в недостаточном внимании к своим детям, придет социальная служба, а детей, носящих «черное и розовое», поставят на учет в детской комнате милиции? Можно еще и всех геев выселить за черту оседлости.

Борьба с преступностью и охрана общественного порядка — это, конечно, благие цели. Понятно также, почему именно сейчас были введены новые анкеты для «отработки» жилого сектора. Начальник управления информации ГУВД Московской области Евгений Гильдеев подтвердил агентству РИА Новости, что новые рекомендации по улучшению качества профилактической работы с гражданами были разосланы после теракта в Домодедово и являлись частью антитеррористической кампании. Представляю себе, как бородатый человек на вопрос участкового об опыте подрывной деятельности подробно рассказывает, как в домашних условиях изотовить пояс шахида. Сомневаюсь также, что какую-либо стоящую информацию в рамках борьбы с терроризмом смогут предоставить соседи. Больные темы — это громко орущая этажом выше музыка, все, что мешает «лично мне», а также банальная зависть. Вряд ли террорист будет включать музыку после 11 или носить «черное и розовое», не так ли?

Зато сбор подробных досье на граждан может поспособствовать главной цели любого террористического акта — вызвать страх. Слишком уж все это напоминает годы советской власти с ее непримиримой борьбой с «врагами коммунизма» — любыми инакомыслящими.

МВД РФ отреклось от причастности к составлению новых анкет для участковых Подмосковья. Вина легла на руководство ГУВД Московской области, которое по собственной инициативе ввело инструкции для участковых — без согласования с министерством и в обход существующей инструкции, утвержеднной приказом МВД от 16 сентября 2002 года, объяснил журналистам глава министерства Рашид Нургалиев. Он поручил провести служебную проверку и дать оценку действиям должностных лиц ГУВД по Московской области, распространивших этот приказ. «Никому не позволено нарушать права и свободы граждан, а также действующие в МВД России приказы и распоряжения», – заявил Нургалиев.

// Ксения Швецова, менеджер группы проектов Финам.Инфо

Финам.инфо ссылка на статью

*